Действительно ли вам нужны гидравлические дисковые тормоза или достаточно механических?

5/5 - (3 голоса)

Действительно ли вам нужны гидравлические дисковые тормоза или достаточно механических?

Дискуссия “диск против обода” – дело решенное. Но гидравлические или механические? Здесь есть свои нюансы, особенно в нижних ценовых категориях.

Велосипедная промышленность уже давно решила так называемый спор о дисковых тормозах и ободных тормозах. За исключением крошечной горстки высококлассных вариантов, обычно изготавливаемых на заказ, дисковые тормоза полностью захватили мир дроп-баров, даже по более низким ценам. Но в этих низких ценовых категориях существует еще один спор: гидравлические и механические дисковые тормоза. И это не такая однозначная ситуация, как некоторые думают, как мы убедились на полевых испытаниях в этом году.

Гидравлические плюсы и минусы

По большому счету, полностью гидравлические дисковые тормоза являются бесспорным победителем в плане производительности. Они мощнее, обеспечивают более точный контроль и обычно легче. Во многом это преимущество достигается благодаря тому, насколько эффективно они передают усилие от рычага к суппорту.

Важнейшим аспектом гидравлических дисковых тормозов является сама жидкость. Независимо от того, что представляет собой жидкость – почти всегда это либо минеральное масло, либо автомобильная тормозная жидкость класса DOT, – главное, чтобы жидкость была несжимаемой и проходила через шланг, который не расширяется под давлением (или, по крайней мере, расширяется минимально). Поэтому, когда вы нагнетаете определенный объем жидкости через главный цилиндр на рычаг, точно такой же объем жидкости передается в суппорт на другом конце. Другими словами, практически отсутствует “деградация сигнала”.

Гидравлические тормозные рычаги часто немного больше механических, так как в них приходится размещать главный цилиндр, но разница часто довольно незначительна.

Гидравлические тормозные рычаги часто немного больше механических, так как в них приходится размещать главный цилиндр, но разница часто довольно незначительна.

Гидравлический шланг также не создает трения, как традиционная система с кабелем и корпусом, и гораздо лучше переносит крутые изгибы. А поскольку система герметична, она по своей природе невосприимчива к погодным условиям. Более того, так называемые “открытые” гидравлические системы обычно используются для саморегулировки в зависимости от износа колодок, поэтому после первоначальной настройки они – по крайней мере, теоретически – представляют собой систему “установил и забыл”, которая практически не требует краткосрочного обслуживания.

Во время полевых испытаний в этом году все испытатели отмечали превосходную работу гидравлических дисковых тормозов на всех велосипедах, на которых они были установлены, просто потому, что они очевидно работают намного лучше. Больше мощности, меньше усилий руками, больше уверенности.

Звучит как открытое и законченное дело, не так ли? Не так быстро.

Гидравлические дисковые тормоза не лишены своих проблем, но они обычно довольно редки, а разница в производительности, которую они предлагают по сравнению с механическими тормозами, с лихвой компенсирует это для большинства.

Гидравлические дисковые тормоза не лишены своих проблем, но они обычно довольно редки, а разница в производительности, которую они предлагают по сравнению с механическими тормозами, с лихвой компенсирует это для большинства.

Обратите внимание, что я сказал “в теории” о регулярном обслуживании. На практике жесткие допуски между поршнями суппорта и уплотнениями в корпусе могут быть подвержены загрязнению, что приводит к залипанию поршней, которые не хотят втягиваться, как положено, и колодкам, которые раздражающе трутся о ротор. А для рекомендованной ежегодной продувки системы требуются специальные инструменты, которые не каждый захочет покупать, не говоря уже о беспорядке и хлопотах, связанных с гидравлическими жидкостями.

Прочитайте так же:  Дешевая модернизация велосипеда. Как преобразить свой велосипед, не вкладывая много денег

Поршни гидравлических тормозных суппортов также не перемещаются далеко, поэтому зазор между колодками и ротором обычно очень мал – часто всего 0,5 мм или около того с каждой стороны. Поэтому добиться правильной настройки не всегда просто (а зачастую низкие допуски на серийных байках только усложняют задачу).

А что произойдет, если вы окажетесь где-нибудь в поле и ваш гидравлический тормоз даст течь? Опять же, ключевым моментом гидравлической тормозной системы является несжимаемость жидкости. Если в систему попадает воздух, то этот воздух – газ, а поскольку газ сжимаем, то вместо эффективной передачи усилия от рычага к суппорту, вы просто сжимаете где-то кучу воздуха вместо того, чтобы заставить поршни суппорта сжимать ротор. Это не очень хорошо, особенно если вы не можете легко получить доступ к специальному комплекту для стравливания воздуха или деталям, которые вам нужны.

Плюсы и минусы механических дисковых тормозов

Учитывая все это, кажется, что механические дисковые тормоза могут иметь большой смысл – и, если быть точным, они действительно имеют смысл, в зависимости от вашей ситуации. Но опять же, хотя гидравлические дисковые тормоза, безусловно, производят чертовски много мощности, не всем нужна такая мощность, и не все готовы иметь дело с некоторыми (хотя и нечастыми) головными болями гидравлических систем.

Существует несколько разновидностей механических дисковых тормозов, но в целом все они работают по схожей концепции. Как и в традиционных ободных тормозах, рычаги тянут стальной трос через корпус. Затем этот трос тянется к какому-то рычагу в суппорте, который толкает тормозную колодку(ы) к ротору, обычно через какой-то внутренний механизм рампы.

В однопоршневых механических дисковых тормозных суппортах обычно используется фиксированная колодка на внутренней стороне. Их немного сложно настроить для достижения максимальной эффективности, а колодки не саморегулируются при износе, но в остальном они просты в обслуживании.

В однопоршневых механических дисковых тормозных суппортах обычно используется фиксированная колодка на внутренней стороне. Их немного сложно настроить для достижения максимальной эффективности, а колодки не саморегулируются при износе, но в остальном они просты в обслуживании.

По сути, механический суппорт – это комбинация двух простых механизмов: рычага и винта. Его легко понять, с ним просто работать, нет необходимости возиться с жидкостью, зазор между колодками часто больше, чем в гидравлических системах, и, за исключением пары нишевых моделей высокого класса, они довольно недороги. Произошла поломка в полевых условиях? Зачастую это легко исправить с помощью основных инструментов и легкодоступных запасных частей.

Хорошо, тогда если вы покупаете велосипед, ориентированный на более высокую стоимость, то вам подойдет механический? И снова все не так однозначно.

Прочитайте так же:  Мигающие и непрерывно горящие фонари. Что безопаснее и что говорит закон?

Гидравлические дисковые тормоза сильно различаются по весу и ощущению рычага, но, за редким исключением, все они выдают большую мощность. Даже недорогие гидравлические тормоза – например, суппорты Tiagra на Marin Nicasio 2 – обычно работают очень хорошо. Но это не всегда так с механическими системами, как мы убедились на полевых испытаниях в этом году.

Механические суппорты Tektro на Salsa Journeyer оснащены двухпоршневым механизмом, что обеспечивает лучшее чувство рычага, более равномерный износ колодок и в целом лучшую производительность по сравнению с однопоршневыми суппортами.

Механические суппорты Tektro на Salsa Journeyer оснащены двухпоршневым механизмом, что обеспечивает лучшее чувство рычага, более равномерный износ колодок и в целом лучшую производительность по сравнению с однопоршневыми суппортами.

Некоторые механические суппорты работают очень хорошо, например, Tektro MD-C550 на Salsa Journeyer, который мы тестировали. Это более продвинутый механический суппорт, который перемещает обе колодки одновременно для более симметричного приложения усилия. Они требуют большего усилия на рычаг для достижения аналогичного тормозного усилия по сравнению с гидравлическими, но ощущение рычага легкое и положительное, и, что самое главное, тормоза обеспечивают довольно хорошую мощность и контроль.

На другом конце спектра, однако, были механические тормозные суппорты на State Bicycle Company 6061 Black Label All-Road и Scott Speedster 30. Оба суппорта однопоршневые, одна колодка двигается вперед-назад, а другая неподвижна; по сути, подвижная колодка давит на одну сторону ротора, пока другая сторона ротора не прижмется к неподвижной колодке.

Однопоршневые суппорты могут работать хорошо, как мы видели на недорогом Triban RC120. Но даже в этом случае асимметричная конструкция требует очень тщательной настройки. В идеале неподвижная колодка должна располагаться как можно ближе к ротору, что может занять некоторое время.

Механические дисковые тормоза Promax на Triban RC120 удивили нас своей удивительно компетентной работой. Они являются прекрасным примером того, насколько изменчивой может быть производительность механических дисковых тормозов.

Механические дисковые тормоза Promax на Triban RC120 удивили нас своей удивительно компетентной работой. Они являются прекрасным примером того, насколько изменчивой может быть производительность механических дисковых тормозов.

Независимо от расположения суппорта, механические тормоза требуют более тщательного ухода для достижения максимальной производительности.

Помните, что я говорил ранее о том, насколько эффективно гидравлические системы передают усилие? Так вот, с механическими дело обстоит иначе. Вам придется иметь дело с растяжением троса, сжатием корпуса, трением при скольжении троса по корпусу и даже с изгибом материала самого суппорта. Все это может (и часто так и происходит) свести на нет все усилия, которые вы прилагаете к рычагу. Например, на нашем тестовом байке State было так много трения в линиях, что почти все испытатели отмечали, что для создания приличного тормозного усилия приходилось использовать все четыре пальца – не очень хорошо.

Сами суппорты на State All-Road выглядели нормально, но тросы и корпуса создавали такое сильное трение, что тормоза практически не работали.

Сами суппорты на State All-Road выглядели нормально, но тросы и корпуса создавали такое сильное трение, что тормоза практически не работали.

Существуют решения этой проблемы, например, высококлассные безкомпрессионные тормозные корпуса, которые не так сильно проседают при торможении, и герметичные системы, более устойчивые к загрязнению. Но такие тормоза редко устанавливаются на дорогие велосипеды, а их приобретение на вторичном рынке может стоить дорого. Yokozuna Reaction – лучшее из того, что я использовал, но полный комплект стоит 60 долларов США, и это без учета трудозатрат.

Прочитайте так же:  Выбор лучшего велосипеда, отвечающего вашим потребностям. Какие типы велосипедов существуют, и плюсы и минусы каждого

На полевых испытаниях этого года мы также заметили значительный разброс характеристик тормозных колодок среди механических дисковых тормозов – конечно, больше, чем у гидравлических. Например, колодки Promax на Triban RC120 удивили нас приличным начальным сцеплением и очень хорошим общим контролем. Но на Scott Speedster им настолько не хватало трения, что мы сначала подумали, не случилось ли чего. Они вообще почти не работали, пока не нагревались, но даже тогда они были довольно плохими.

На первый взгляд, механические дисковые тормозные суппорты на Scott Speedster 30 должны работать просто отлично, но колодки были совершенно ужасными.

На первый взгляд, механические дисковые тормозные суппорты на Scott Speedster 30 должны работать просто отлично, но колодки были совершенно ужасными.

Как и в случае с кабелями, есть решения – а именно, замена колодок. Общая стоимость деталей примерно такая же, как у кабелей и корпуса высокого класса, но, к счастью, их гораздо проще установить, поэтому трудозатраты должны быть ниже.

Исключения

Есть еще один тип дисковых тормозных систем, о котором я еще не упоминал, – это гибридные системы, сочетающие в себе аспекты гидравлических и механических систем. В них используются традиционные тросы и корпуса от рычага к суппорту, но сам суппорт использует автономный гидравлический механизм для перемещения колодок к ротору вместо типичного винтового механизма.

Такие суппорты часто рассматриваются как лучшее из двух миров, сочетая простоту обслуживания систем с тросовым приводом с мощностью и контролем полностью гидравлических конструкций. Как это часто бывает, реальные результаты не столь гиперболичны, но проверенные модели, такие как TRP HY/RD и Yokozuna Motoko (которые также продаются под маркой Juin Tech), действительно в некоторой степени сокращают разрыв.

Лучшее из двух миров?

Лучшее из двух миров?

Тем не менее, они почти никогда не встречаются на стоковых велосипедах, и в этом году они не были установлены ни на одном из наших велосипедов во время полевых испытаний. Они представляют собой интересный вариант, если вы хотите перейти от чисто механической системы, но они также обычно довольно дорогие – до 300 долларов США за полный комплект – так что это нужно учитывать.

Так какая же из них подойдет именно вам?

Один из наших главных выводов по результатам полевых испытаний этого года заключается в том, что гидравлические дисковые тормоза действительно лучше других вариантов: больше мощности, больше контроля, больше стабильности. И хотя они практически не подвержены проблемам, прошлый опыт показывает, что эти проблемы обычно редки.

Когда речь заходит о механических тормозах, самая большая проблема заключается в том, насколько изменчивы их характеристики. Хотя они могут работать достаточно хорошо – и их будет более чем достаточно для велосипедистов, которые не ожидают тяжелых условий торможения – это определенно не всегда так, и не все будут достаточно опытны, чтобы получить максимальную эффективность от них. И да, они обычно тяжелее, но я бы сказал, что разница не настолько велика, чтобы иметь большое значение на этом конце ценового спектра.

В целом, если вы покупаете велосипед по более выгодной цене, при прочих равных условиях, мы бы рекомендовали выбрать гидравлический. Они просто лучше работают, и их характеристики более предсказуемы у разных марок и моделей. Если только вы не отправляетесь регулярно в неизвестные края и не нуждаетесь в самостоятельном ремонте в полевых условиях, или если вы не любитель возиться, который хочет и может потратить время и энергию (а может и деньги) на то, чтобы получить максимальную отдачу от механической системы, этот вариант не имеет смысла.

Cбор средств на развитие сайта и на хостинг. Дорогие друзья! Наш сайт — это некоммерческий проект, поддерживаемый только собственными силами. Тем не менее, содержание сайта требует определенных затрат. Спасибо откликнувшимся!

Закладка Постоянная ссылка.