Система Boost. Что это такое и стоит ли инвестировать в велосипед с Boost-оборудованием?

Система Boost

Что такое Boost spacing – и что это значит для вашего велосипеда и его колес?

Вы наверняка слышали о Boost spacing для всех основных частей велосипеда – рамы, вилки и колес – и, возможно, задавались вопросом, что это такое. На самом деле, это просто ширина осей, которая (как и многое другое) увеличилась.

Более широкие оси дают всевозможные преимущества, но, очевидно, для их установки нужны более широкие ноги вилки и рамы. Это означает, что все должны договориться о том, какой должна быть эта новая ширина! Отсюда и новый стандарт с новым названием. Для справки, Boost добавляет 10 мм к передней и 6 мм к задней части некоторых довольно давно используемых форматов втулок.

Может показаться, что это не так много, но с инженерной точки зрения это очень много. Поскольку велосипедисты едут быстрее и дальше, чем когда-либо, растет желание сделать все более жестким и прочным, а поскольку лучшие трансмиссии MTB еще больше увеличивают размер задней кассеты, возникает необходимость создать место для большего количества звёзд.

Что касается того, почему и как все это происходит, читайте дальше!

Сначала был быстросъемный механизм

Долгое время оси располагались внутри дропаутов и зажимались быстросъемными шампурами

Долгое время оси располагались внутри дропаутов и зажимались быстросъемными шампурами

Когда я только начинал кататься на горных велосипедах в 90-х годах, быстросъемные оси были нормой. В них использовалась полая 10-мм ось с еще более тонким 9-мм шампуром, проходящим через нее, и кулачок с рычагом для зажима в дропауте велосипеда.

Это была простая и легкая конструкция, позволяющая быстро снять колесо, и вы все еще можете найти ее на многих велосипедах – как правило, более дешевых.

Прочитайте так же:  GR 1.0 Twmpa Cycles - это гравийный велосипед из дерева

Минусы в том, что эти тонкие стержни плохо держат наконечники вилки или рамы от скручивающих усилий, а если зажим ослабнет, колесо может свободно выпасть… вряд ли это идеальный вариант на трассах!

На тот момент ширина большинства втулок составляла 100 мм спереди и 130/135 мм сзади, измерения брались прямо с дорожных велосипедов.

Затем появились сквозные оси

Ось RockShox Maxle сочетает в себе сквозную ось с быстросъемным рычагом для более простой эксплуатации

Ось RockShox Maxle сочетает в себе сквозную ось с быстросъемным рычагом для более простой эксплуатации

Сквозные оси первоначально появились на даунхильных велосипедах в 2000-х годах и представляли собой полые 20-миллиметровые трубы, закрепленные болтами в круглых зажимах, а не в открытых пазах. Это прочная и простая конструкция, которую используют до сих пор.

Для трейловых велосипедов инновация заключалась в том, что большая 20-миллиметровая ось вкручивалась с одной стороны и фиксировалась с помощью быстросъемного рычага, в стиле QR, а не с помощью зажимных болтов на ногах вилки. Вскоре сами оси были уменьшены до 15 мм (20 мм считались “тяжелыми”), но в обоих случаях ширина оставалась 100 мм.

Задние сквозные оси получили большее распространение, поскольку в то время как производители вилок могут разрабатывать и производить системы осей, соответствующие их лучшим вилкам для горных велосипедов, производителям рам приходилось либо придумывать свои собственные стандарты задних втулок, либо использовать уже существующие. Однако вскоре ширина задней втулки лучших горных велосипедов выросла до 142 мм для установки 10-скоростных кассет, и это стало нормой. Диаметр оси 12 мм был и остается практически повсеместным.

Увеличение ширины кассеты

По мере того, как кассеты становятся шире, они отнимают все больше и больше места от фланцев втулки, что, в свою очередь, позволяет уменьшить триангуляцию между втулкой, спицами и ободом. Это только усложняет задачу сохранения жесткости и прочности колес при боковых нагрузках.

Прочитайте так же:  Размер колёс горного велосипеда. Всё, что нужно знать

Не помогло и то, что большие колеса (сначала 29-дюймовые, а затем 650b) пришли на смену стандартным 26-дюймовым примерно в то же время, предоставив им – обутым в большие, более липкие покрышки, чем когда-либо – еще больше рычагов для провоцирования изгиба.

Почти в то же время тройной переключатель начал исчезать, а на смену ей пришли системы сначала 2x, а затем 1x, что, в свою очередь, вызвало желание увеличить передаточное число задней передачи.

Поскольку все, что находится сзади, конкурирует за одно и то же пространство, что-то должно было быть отдано, и, наконец, это был стандарт 142 мм. В 2015 году Trek представил систему Boost, которая позволила увеличить расстояние между задними втулками до 148 мм, а передними – до 110 мм.

Boost обеспечил большую прочность и жесткость колес, то же самое для вилок и рам, и еще несколько жизненно важных миллиметров для трансмиссии.

Что же делает Boost?

Более широкие корпуса ступиц помогают создавать более прочные колеса

Более широкие корпуса ступиц помогают создавать более прочные колеса

Вкратце напомним, что при более широкой оси фланцы втулки – места крепления спиц – располагаются дальше друг от друга. Это изменяет угол наклона спиц и делает треугольник между ними и ободом более широким. Это улучшает жесткость всего колеса и создает большую боковую прочность – что очень хорошо!

Кроме того, увеличение расстояния позволяет производителям устанавливать более крупные обода и покрышки.

Таким образом, хотя задняя втулка Boost 148 всего на несколько миллиметров шире с каждой стороны по сравнению с предыдущим стандартом 142 мм, она изменит не только ваши оси. Поскольку большее смещение фланца влияет на положение тормозов и кассеты относительно остальной части велосипеда, вам понадобятся специальные шатуны (или специально измененный шатун/цепь с увеличенным смещением) – и хотя вы можете использовать вилку и переднее колесо без Boost, вам будет трудно купить колесные пары для них.

Прочитайте так же:  Как предотвратить кражу велосипеда: главные советы по удержанию воров на расстоянии

Все это означает, что вы не сможете перенести многое из своего старого (теперь уже устаревшего) велосипеда на новый, с Boost.

Каковы альтернативы?

Super Boost

Компания Pivot пошла дальше, чем Boost, и устанавливает на свои гравитационные велосипеды 157-миллиметровые задние оси Super Boost

Компания Pivot пошла дальше, чем Boost, и устанавливает на свои гравитационные велосипеды 157-миллиметровые задние оси Super Boost

Задняя втулка становится еще шире до 157 мм – опять же, чтобы спицы располагались под лучшими углами для большей поперечной жесткости – но на данный момент она доступна только на нескольких трейловых велосипедах от небольших производителей. Однако, учитывая, что такие крупные производители, как Trek, используют 157 мм на даунхильных велосипедах, таких как Session, возможно, это лишь вопрос времени.

Ai

Cannondale по-своему решает проблему асимметричных углов наклона спиц, которые по своей природе менее жесткие… Сделайте колесо более симметричным, а раму – асимметричной! Фирменная конструкция под названием Ai (Asymmetric Integration) предполагает, что одна цепная перекладина выдвигается дальше, чем другая, что, в свою очередь, позволяет установить более прочное колесо.

Недостатком, конечно, является отсутствие выбора подходящих колес, если вы захотите их заменить или обновить.

Стоит ли вкладывать деньги в велосипед, оснащенный Boost?

В таких ситуациях, как эта, вы хотите, чтобы ваш велосипед был как можно более предсказуемым и надежным!

В таких ситуациях, как эта, вы хотите, чтобы ваш велосипед был как можно более предсказуемым и надежным!

Короткий ответ – да. Втулки шириной Boost помогают сделать колеса, вилки и рамы более жесткими и прочными, а это приводит к тому, что велосипед становится гораздо более предсказуемым. Прокатитесь на двух одинаковых велосипедах, один с Boost, другой без, и вы сразу заметите разницу – особенно в передней части.

Хотя колеса QR, к счастью, встречаются все реже, многие дешевые велосипеды с болтовыми осями по-прежнему оснащены втулками стандартной ширины. Однако все мы с удовольствием ездили на них во времена до Boost, так что в них нет ничего плохого. Тем не менее, если ваш бюджет позволяет, мы бы рекомендовали выбрать велосипед с системой Boost.

Закладка Постоянная ссылка.