Велосипедные кассеты. Все, что вам нужно знать о кассетах для велосипедов

5/5 - (1 голос)

Велосипедные кассеты. Все, что вам нужно знать о кассетах для велосипедов

Подавляющее большинство современных велосипедов, будь то горные, дорожные или гравийные, оснащены переключателями скоростей. Задний переключатель перемещает вашу цепь вверх или вниз по набору звездочек, прикрепленных к заднему колесу. Эти звездочки – или зубчатые колеса, если хотите, – и есть кассета.

Кассеты бывают самых разных размеров и подходят для всех видов спорта. Размер кассеты обычно выражается в количестве самых маленьких и самых больших зубьев. Например, типичная кассета современного шоссейного велосипеда может быть кассетой с 11-32t (зубьями). Для кассеты горного велосипеда диапазон может быть примерно 10-52t.

В этом руководстве мы расскажем вам о том, что такое кассета и как определить “скорость” вашей кассеты, объясним типичный диапазон кассет для всех дисциплин, сравним основные различия между дешевыми и дорогими кассетами и многое другое.

Что такое кассета?

Кассета - неотъемлемая часть трансмиссии большинства велосипедов.

Кассета – неотъемлемая часть трансмиссии большинства велосипедов.

Несмотря на кажущуюся простоту, в кассете велосипеда заложено много инженерных решений.

Вместо того чтобы быть просто набором зубьев, звездочки в кассете спроектированы так, чтобы работать как единое целое, причем отдельные звездочки точно расположены друг относительно друга, чтобы обеспечить плавное переключение цепи между звездочками.

Отдельные зубья на звездочках имеют форму, отличающуюся друг от друга, а по бокам звездочек обычно встроены рампы. Это помогает обеспечить плавное переключение между передачами.

Конструкция этих рамп оттачивалась в течение долгого времени.

Shimano, например, использует систему Hyperglide, которая разработана для обеспечения плавного переключения. В ее последних кассетах используется более новая система Hyperglide+, которая, по словам Shimano, сокращает время переключения на треть по сравнению с Hyperglide и улучшает характеристики переключения под нагрузкой, вверх и вниз по кассете.

Другие поставщики кассет, такие как SRAM и Campagnolo, имеют эквивалентно отточенные конструкции кассет.

Кассеты обычно необходимо заменять целиком.

Кассеты обычно необходимо заменять целиком.

Поскольку они разработаны как единая система, звездочки в кассете продаются в комплекте, а не по отдельности, и обычно требуют замены в комплекте.

Обычно нельзя просто поменять одну звездочку из набора на звездочку с другим числом зубьев без ущерба для эффективности переключения.

Какая “скорость” у моей кассеты?

Группсет Campagnolo Ekar gravel оснащен 13-скоростной кассетой с 9-зубой звездочкой.

Группсет Campagnolo Ekar gravel оснащен 13-скоростной кассетой с 9-зубой звездочкой.

Кассета может иметь от 7 до 13 звездочек.

В наши дни все чаще можно встретить дорожные велосипеды с 12-скоростными передачами. Shimano присоединилась к SRAM и Campagnolo с 12-скоростными наборами в 2021 году, выпустив набор Dura-Ace R9200.

Для горных велосипедов 12-скоростные кассеты в основном используются по умолчанию для групп более высокого класса, в паре с цепным комплектом с одним кольцом.

Количество звездочек на вашей кассете должно соответствовать количеству звездочек, на которое рассчитаны другие компоненты.

Это связано с тем, что почти все системы передач индексируются, а переключатели скоростей предназначены для перемещения переключателя на заданное расстояние при каждом щелчке их механизма. Это означает, что они не будут работать с кассетами, имеющими разное количество звездочек, поскольку расстояние между звездочками меньше, чем у кассет с большим количеством звездочек. Цепь также должна быть правильной ширины, чтобы соответствовать количеству звездочек.

Группсет XO1 DH от SRAM - заметное исключение из обычного мышления "больше - значит лучше".

Группсет XO1 DH от SRAM – заметное исключение из обычного мышления “больше – значит лучше”.

Как правило, группы более низкого класса имеют меньшее передаточное число и, соответственно, кассеты с меньшим количеством звездочек.

Однако есть и исключения: в группах для горных велосипедов SRAM X01 DH и GX DH для даунхилла используются семискоростные кассеты. Меньшее количество передач предназначено для того, чтобы обеспечить более близкие передаточные числа и использовать более короткие переключатели для лучшего дорожного просвета на велосипедах, где не требуется способность к подъему.

Передаточные числа кассеты

SRAM Eagle предлагает большую 52-зубую звездочку на некоторых кассетах.

SRAM Eagle предлагает большую 52-зубую звездочку на некоторых кассетах.

Наряду с количеством звездочек, диапазон предлагаемых чисел зубьев является ключевым фактором, определяющим совместимость кассеты с вашей трансмиссией.

Как правило, кассеты начинаются с 10, 11 или 12 зубьев. Но есть и исключения: предлагаются варианты с 9-, 13- или 14-зубыми звездочками.

Иногда можно увидеть, что бренды указывают на своих кассетах определенный диапазон в процентах.

Прочитайте так же:  Обзор колес Roval Control 29 Carbon. Легкие и надежные по достойной цене

Например, SRAM может похвастаться 520-процентным диапазоном для своих кассет 10-52t. Как SRAM пришла к этой цифре, и как определить процент диапазона передач?

Ну, самая маленькая шестеренка – 10-зубая, а самая большая – 52-зубая, что на 520 процентов больше, чем 10-зубая шестеренка, таким образом, диапазон составляет 520 процентов.

Важно отметить, что эта цифра указывает только на диапазон передач на вашей кассете. Аналогичным образом, он не может сказать, подходит ли кассета для того типа езды, которым вы занимаетесь.

Кассеты для шоссейных велосипедов

Если раньше кассета 11-28 считалась большой кассетой для тренировок, то теперь она находится в нижней части типичного диапазона для шоссейных велосипедов.

Если раньше кассета 11-28 считалась большой кассетой для тренировок, то теперь она находится в нижней части типичного диапазона для шоссейных велосипедов.

За последние годы кассеты для шоссейных велосипедов выросли в размерах.

Если еще несколько лет назад кассета 11-28 считалась “легкой” кассетой для тренировок, то теперь самая маленькая кассета для Shimano Dura-Ace R9200 – 11-28. Может показаться, что это не так много, но если учесть, что профессиональные гонщики обычно используют кассеты 11-23 или 11-25, то это существенная разница.

Причина такого развития событий кроется, прежде всего, в увеличении скоростей кассет.

Теперь, когда существуют 12-скоростные группы для шоссейных велосипедов, кассеты могут иметь больший диапазон, а переходы между каждой передачей могут быть относительно небольшими.

Например, разница на нижнем конце кассеты между ранними шестернями может быть всего один зуб, и при этом диапазон остается более легким. Если бы вы использовали 7- или 8-скоростную систему, например, в том же диапазоне, то скачки были бы больше.

Отношение к передаче также изменилось – теперь не считается гордостью без нужды работать на более низкой частоте вращения, и наши колени от этого только больше радуются.

R9200 предлагает 12 скоростей

R9200 предлагает 12 скоростей

И Shimano, и Campagnolo при переходе на 12-скоростную передачу придерживались ранее существовавших передаточных чисел и использовали дополнительный зуб как средство преодоления разрыва между большими скачками кассеты, чтобы передаточные числа были ближе друг к другу. SRAM пошла по другому пути (подробнее об этом чуть позже).

Последняя модель Shimano R9200 предлагается в вариантах 11-28, 11-30 и 11-34. Эти соотношения также существовали в 11-скоростных конфигурациях Shimano, хотя важно отметить, что Dura-Ace R9100 не имела варианта 11-34.

Campagnolo предлагает вариант 11-29 для всех своих 12-скоростных наборов, который был самым большим диапазоном, предлагаемым в ее 11-скоростной системе.

Кроме того, теперь есть варианты кассет 11-32. Существует также кассета 11-34, но она доступна и совместима только с Chorus.

Компания SRAM пошла в другом направлении в своих кассетах для шоссейных велосипедов.

Компания SRAM пошла в другом направлении в своих кассетах для шоссейных велосипедов.

SRAM, с другой стороны, в своих последних 12-скоростных наборах eTap AXS встряхнула то, что мы привыкли считать обычными передаточными числами.

Добавление 12-й шестерни увеличивает диапазон кассеты. Дорожные кассеты SRAM начинаются с меньшего 10t (что требует использования корпуса фрихаба XDR, о котором мы расскажем позже).

SRAM также изменила размеры своих передних звёзд, которые стали меньше обычных: 50/37 (только Red), 48/35 и 46/33. Это сравнимо с более традиционными передаточными числами 53/39, 52/36 и 50/34.

Кассеты SRAM выпускаются в вариантах 10-26 (только Red), 10-28 (только Force и Red), 10-30 (только Rival), 10-33 (только Force и Red) и 10-36 (только Rival и Force).

Кассеты для горных велосипедов

Shimano предлагает два варианта кассет для своих наборов для горных велосипедов.

Shimano предлагает два варианта кассет для своих наборов для горных велосипедов.

Кассеты для горных велосипедов также увеличились в размерах. Это во многом связано с появлением трансмиссий 1x. Для лазания в системе 1x, кассеты должны предлагать более широкий диапазон, чтобы велосипедисты могли иметь подходящий диапозон для лазания.

В отличие от шоссейных велосипедов, выбор кассет для горных велосипедов обычно более ограничен.

Shimano предлагает всего два размера кассет в своей 12-скоростной линейке – 10-45 (недоступно для Deore) и 10-51. Вариант 10-51 может быть использован только в системе 1x, а 10-45 – в системах 1x или 2x.

Несколько лет назад было бы редкостью найти такую большую кассету, как Eagle 10-50 от SRAM.

Несколько лет назад было бы редкостью найти такую большую кассету, как Eagle 10-50 от SRAM.

SRAM также предлагает всего два размера кассет в линейке Eagle – 10-50 и 10-52. Кассета 10-52 – это самая широкая кассета, выпускаемая любым из производителей. Хотя в настоящее время существует два варианта, скорее всего, 10-50 со временем будет снята с производства, поскольку ее вытеснит 10-52.

Если вы используете вариант 10-52, вам необходимо убедиться, что вы используете совместимый задний переключатель, поскольку сепаратор механического заднего переключателя Eagle предыдущего поколения немного короче.

На рынке появились новые задние переключатели, совместимость которых можно определить по графическому изображению “520% range”, нанесенному на обойму переключателя. Задние переключатели SRAM Eagle AXS совместимы с новыми кассетами 10-52.

Прочитайте так же:  Лучшие бюджетные вилки для горных велосипедов: Недорогие амортизационные вилки для укрощения трасс

Для пользователей двух групп начального уровня Eagle от SRAM, SX Eagle и NX Eagle, SRAM предлагает кассету 11-50. Это позволяет устанавливать кассету на стандартный фрихаб Shimano HG (подробнее об этом позже), так как 10-т варианты требуют использования фрихаба XD.

Кассеты для гравийных велосипедов

SRAM XPLR - это линейка для гравия с кассетой 10-44.

SRAM XPLR – это линейка для гравия с кассетой 10-44.

Гравийные велосипеды лучше всего рассматривать как нечто среднее между дорожным и горным велосипедом. Поэтому обычно на них устанавливают кассету от шоссейного или горного велосипеда.

Однако, поскольку производители наборов для гравийных велосипедов активизировались, на рынке появились варианты кассет для гравийных велосипедов.

Наборы групп SRAM eTap AXS XPLR разработаны специально для езды по гравию. Кассеты SRAM XPLR имеют диапазон 10-44 и требуют совместимого с ними заднего переключателя. Также можно смешивать и сочетать переключатели с дроп-баром с компонентами Eagle eTap AXS для горных велосипедов, если вы хотите получить особенно широкодиапазонную сборку 1x. SRAM называет это “мулетой”.

Campagnolo – единственный производитель 13-скоростных групп для гравия. 13-скоростной гравийный набор Campagnolo Ekar предлагает кассеты с девятью зубьями на самой маленькой звездочке. Кассеты предлагаются в вариантах 9-36, 9-42 или 10-44. Ekar работает только в режиме 1x.

Пользователи Shimano GRX могут выбрать одну из своих собственных 11-скоростных кассет для шоссейных или горных велосипедов. Кассеты для шоссейных велосипедов идут в варианте 11-34, а кассеты для горных велосипедов предлагаются в вариантах 11-40, 11-42 или 11-46. Ассортимент кассет Shimano может показаться более ограниченным, чем у конкурентов, но важно отметить, что вы можете использовать GRX как систему 1x или 2x.

Объяснение совместимости кассет

Колесо DT Swiss, оснащенное фрихабом Shimano/SRAM HG.

Колесо DT Swiss, оснащенное фрихабом Shimano/SRAM HG.

Совместимость фрихабов

Фрихаб имеет шлицы, которые входят в зацепление с выемками в кассете. Они обеспечивают правильное расположение звездочек кассеты относительно друг друга и их правильную ориентацию для правильной работы всей системы.

У каждого производителя своя конструкция фрихаба, а это значит, что не все кассеты будут работать с каждым колесом (или набором групп).

Фрихабы Shimano

Конструкция HG freehub от Shimano была самым распространенным вариантом в течение многих лет.

Конструкция HG freehub от Shimano была самым распространенным вариантом в течение многих лет.

Наиболее распространенной системой является 11-скоростная фрихаб Shimano в стиле HG, которая имеет 9 шлицов. Большинство групп Shimano до 11-скоростной эры использовали этот тип фрихаба. В наборах SRAM до нынешнего поколения 12-скоростных наборов также использовалась такая же конструкция фрикциона, хотя есть несколько исключений, связанных с большим передаточным числом кассеты в их наборах 1×11.

Недавно Shimano выпустила обновленный дизайн фрихаба для своих групп для шоссейных велосипедов в связи с переходом Ultegra и Dura-Ace на 12 скоростей, хотя он обратно совместим с 11-скоростными фрихабами Shimano.

Что касается горных велосипедов, то Shimano использует свой стандарт Microspline freehub для 12-скоростных групп Deore, SLX, XT и XTR.

Если вы хотите использовать именно фрихаб Shimano HG, вам нужно учитывать ширину покупаемой кассеты. У шоссейных колес фрихабы немного шире, чем у MTB – на 1,85 мм, а 11-скоростные шоссейные кассеты Shimano HG немного шире, чем 8- или 9-скоростные на 1,85 мм.

Вы можете установить горную или шоссейную кассету с меньшим количеством передаточных чисел на 11-скоростную шоссейную втулку, добавив проставку 1,85 мм с внутренней стороны, но вы не можете установить шоссейную кассету на фрихаб MTB. Поскольку 10-скоростные дорожные кассеты более узкие, чем 8- или 9-скоростные, для их установки необходимо использовать проставку 1,85 мм плюс еще 1 мм.

Фрихабы Campagnolo

Втулка N3W является укороченной версией существующей дорожной конструкции Campagnolo.

Втулка N3W является укороченной версией существующей дорожной конструкции Campagnolo.

Campagnolo также использовала свой собственный дизайн фрихаба, который отличается и несовместим с кассетами Shimano и SRAM.

Бренд также выпустил новый стандарт фрихаба под названием N3W для поддержки своих 13-скоростных кассет Ekar. Адаптер для этого фрихаба позволяет ему работать и с кассетами Campagnolo старого стандарта.

Фрихабы SRAM

Вариант фрихаба XD от SRAM.

Вариант фрихаба XD от SRAM.

Компания SRAM ввела стандарт фрихаба XD, когда начала выпускать кассеты с 10-зубой малой шестерней. Недавно она перенесла эту конструкцию на дорогу, выпустив кассету XDR, которая также позволяет использовать 10-зубые шестерни, но немного шире, чем стандарт для шоссейных велосипедов.

Дорожные кассеты SRAM XDR на 1,85 мм шире, чем кассеты SRAM XD MTB. С помощью проставки вы можете установить кассету XD на шоссейное колесо с корпусом XDR, но вы не можете использовать кассету XDR на фрихабе XD.

Кассеты для горного велосипеда и шоссейного

Некоторые люди могут захотеть использовать кассету для шоссейного велосипеда на горном велосипеде или наоборот. Здесь мы рассмотрим, почему вы можете (или не можете) сделать такой выбор, а также рассмотрим проблемы совместимости обоих вариантов.

Вряд ли вы захотите использовать кассету от шоссейного велосипеда на горном велосипеде.

Вряд ли вы захотите использовать кассету от шоссейного велосипеда на горном велосипеде.

Большинство людей не захотят использовать кассету для шоссейного велосипеда на горном. Диапазон типичной кассеты для шоссейного велосипеда гораздо меньше, чем для горного, а для езды по бездорожью требуется более широкий диапазон передач, для подъемов, но при этом иметь достаточно высокую передачу для спуска.

Прочитайте так же:  Обзор гравийного групсета Microshift Advent X

Если вы все еще используете передний переключатель, вам может хватить общего диапазона с дорожной кассетой, но это довольно узкоспециализированное применение в наши дни.

Вы можете рассмотреть возможность использования кассеты для горного велосипеда на дорожном велосипеде, если вам требуется более легкая передача для подъема. Однако вам необходимо убедиться, что ваш фрихаб и переключатель совместимы с кассетой большего диапазона.

Сепаратор заднего переключателя рассчитан на определенный диапазон передач. Например, новый задний переключатель Dura-Ace R9100-SS от Shimano предназначен для использования с кассетой 11-30.

Это означает, что он не будет совместим с кассетой 11-34, поскольку сепаратор заднего переключателя недостаточно длинный, чтобы позволить переключателю взять на себя достаточную слабину цепи при езде на самой маленькой шестерне кассеты, учитывая, что длина цепи должна быть достаточно длинной, чтобы вместить большую звездочку 34t.

Если вы хотите использовать кассету 11-34t на шоссейном велосипеде, вам понадобится переключатель с длинной клеткой.

Если вы хотите использовать кассету 11-34t на шоссейном велосипеде, вам понадобится переключатель с длинной клеткой.

Если вы хотите использовать кассету 11-34, помимо покупки соответствующей кассеты, вам необходимо приобрести совместимый задний переключатель. В данном примере это будет задний переключатель Ultegra R8050-GS или 105 R7000-GS. GS означает, что это переключатели со “средней клеткой”. Это же правило применимо к переключателям Shimano Di2.

Задние переключатели SRAM eTap AXS могут принимать до 33t, что обозначается надписью “Max 33t” на внутренней стороне обоймы переключателя. Существует также вариант “Max 36t” для работы в паре с кассетой 10-36, а также задний переключатель XPLR, который может принимать до 44t.

Задние 12-скоростные переключатели Campagnolo могут принимать до 11-32. Единственное исключение – Campagnolo Chorus, который может принимать до 11-34.

Если вы переходите на большее передаточное число кассеты, вам также необходимо убедиться, что ваша цепь имеет достаточную длину.

Материалы велосипедных кассет

Shimano Dura-Ace R9200 имеет "паук" из углеродного волокна для снижения веса.

Shimano Dura-Ace R9200 имеет “паук” из углеродного волокна для снижения веса.

Самые недорогие кассеты обычно изготавливаются из штампованной стали, которая прочна, но тяжела. Поднимаясь выше по ценовому диапазону, вы обычно получаете более яркие материалы и лучшую отделку.

Например, в кассете Shimano Dura-Ace R9200 высшего класса пять из 12 звездочек сделаны из титана. Сталь по-прежнему используется для самых маленьких звездочек кассеты, потому что у них меньше точек соприкосновения с цепью. Более мягкий материал быстрее изнашивается.

Rotor и Miche также выпускают кассеты, совместимые с основными наборами групп, хотя изображенная на фото 13-скоростная кассета Rotor 1×13 будет работать только с этим набором групп.

Rotor и Miche также выпускают кассеты, совместимые с основными наборами групп, хотя изображенная на фото 13-скоростная кассета Rotor 1×13 будет работать только с этим набором групп.

SRAM экономит вес своей 12-скоростной шоссейной кассеты SRAM Red AXS, изготавливая ее как единое целое из единого блока стали, что позволяет удалить много материала. Компании Rotor и Miche экономят вес, изготавливая свои кассеты, совместимые с основными группами шоссейных велосипедов, из алюминиевого сплава.

Большие звездочки часто объединяются в кластеры, которые поддерживаются одним держателем – или “пауком” – который входит в зацепление с фрихабом.

Это экономит вес, а поскольку он не подвержен износу от цепи, держатель часто изготавливается из более легкого материала – углеродного волокна в случае кассет Dura-Ace.

Если кассеты имеют отдельные звездочки, то средние обычно разделены проставками, которые могут быть изготовлены из сплава или, в некоторых случаях, из пластика. Младшие звездочки имеют встроенную проставку.

Большинство кассет (но не SRAM XD и XDR) крепятся к корпусу фрихаба с помощью контргайки, которая входит в комплект кассеты. Опять же, по умолчанию используется сталь, но можно использовать более легкую альтернативу – алюминиевый сплав.

Цена кассеты для велосипеда

Кассета Red от SRAM изготовлена из цельного куска металла.

Кассета Red от SRAM изготовлена из цельного куска металла.

Вы можете заплатить большие деньги за кассету высокого класса; самые дорогие кассеты сейчас стоят более 300 фунтов стерлингов. Так что же вы получаете за эту цену?

Кассеты более высокого класса обычно изготавливаются из более экзотических материалов, таких как титан или углеродное волокно для некоторых звездочек и их держателей. Другие, например, дорожные кассеты SRAM Red, изготавливаются из цельного куска. В целом, кассеты более высокого класса имеют более сложную отделку и весят меньше, чем дешевые.

Помимо веса, нет большой разницы в производительности между кассетой Dura-Ace 11-28 и кассетой из набора Shimano Ultegra или Shimano 105, поэтому вы можете сэкономить значительные средства за счет снижения цены.

Аналогичные возможности есть и у SRAM, а с появлением Rival eTap AXS они теперь распространяются и на 12-скоростные дорожные наборы, предлагая гораздо более дешевую альтернативу кассетам уровня Red и Force. То же самое можно сказать и об аналогичных наборах для горных велосипедов.

Стоит помнить, что кассета – это изнашиваемый компонент, который требует периодической замены.

Очень грубое эмпирическое правило – использовать три цепи на одной кассете. У одних велосипедистов это получается лучше, у других – наоборот. Все зависит от того, насколько чистой вы содержите цепь и каковы ваши местные условия езды.

Если вы позволите цепи изнашиваться дольше рекомендованных интервалов, кассета также будет изнашиваться, поскольку ролики цепи удлиняются. Поскольку замена кассеты высшего класса требует значительных затрат, вы должны следить за техническим обслуживанием, чтобы избежать ненужных расходов.

Cбор средств на развитие сайта и на хостинг. Дорогие друзья! Наш сайт — это некоммерческий проект, поддерживаемый только собственными силами. Тем не менее, содержание сайта требует определенных затрат. Спасибо откликнувшимся!

Закладка Постоянная ссылка.