Обзор подвески RockShox Flight Attendant. Что это за технология, как она работает на трассе и есть ли за ней будущее?

5/5 - (1 голос)

Обзор подвески RockShox Flight Attendant. Что это за технология, как она работает на трассе и есть ли за ней будущее?

Система управления амортизаторами Flight Attendant 4D от RockShox, основанная на данных, призвана автоматически гарантировать первоклассный ход подвески. Так что же это за технология, как она работает на трассе и есть ли за ней будущее?

У RockShox Flight Attendant ушло почти десять лет на то, чтобы пройти путь от концепции до производства, и в настоящее время он все еще является опцией только шести гипердорогих велосипедов. Нам посчастливилось испытать полностью укомплектованный RockShox Flight Attendant, SRAM AXS и колесами Zipp Trek Slash во всех условиях и сценариях езды. Когда мы говорим, что увидели свет, мы имеем в виду не только мигающий светодиод на короне вилки. Так что это просто уловка или это естественным образом перейдет в лучшие вилки для горных велосипедов в будущем?

Оборудование

Flight Attendant состоит из трех групп датчиков – один на короне вилки (либо Zeb, как мы тестировали, либо Lyrik или Pike, в зависимости от велосипеда), один рядом с амортизатором piggyback заднего амортизатора Super Deluxe и последний датчик движения шатуна, который вставляется в ось нижнего кронштейна DUB с бокового конца.

Настройки можно регулировать с помощью кнопок на верхней части вилки и амортизатора

Настройки можно регулировать с помощью кнопок на верхней части вилки и амортизатора

Комбинация датчиков собирает информацию об ударе, ускорении, наклоне (вертикальном и боковом) и педалировании и каждые пять миллисекунд передает четырехмерное изображение того, что делаете вы и велосипед, в “модуль управления” на задней части короны вилки. Затем сервомоторы, подключенные к вилке и амортизаторам, мгновенно переключаются между заблокированными, частично открытыми “педальными” и полностью открытыми низкоскоростными настройками сжатия в зависимости от того, что решит выбранный вами алгоритм RockShox.

Что касается минусов, то это добавляет примерно 300 г (включая две перезаряжаемые батареи AXS и литиевую батарею AAA) к весу велосипеда и увеличивает количество потенциальных проблем с перезарядкой/забытыми батареями. Это также поднимает цену каждого велосипеда, оборудованного системой Flight Attendant, далеко на территорию супербайков: Canyon – 8 449 долларов / 7 749 фунтов стерлингов Neuron CF SLX LTD и Spectral LTD AXS 29 – самые “доступные” варианты, а Specialized S-Works Enduro LTD – самый дорогой, 12 500 долларов (он не продается в Великобритании). Trek Slash 9.9, оснащенный колесами Bontrager, а не Zipps, как тот, который мы использовали в этом обзоре, продается по цене $12 549,99 / £11 600.

Программное обеспечение

Мы не используем термин “всестороннее тестирование” легкомысленно. Flight Attendant начинался как концептуальный проект RockShox еще в 2012 году, и хотя он предоставил оборудование для подвески для внешне очень похожей системы автоматического демпфирования Lapierre/Haibike EI, разрабатываемой в то время, программное обеспечение и пакеты датчиков для нее были предоставлены Abus.

Характеристики подвески можно настроить с помощью приложения

Характеристики подвески можно настроить с помощью приложения

Проект развился из одного инженера, который оснастил подвеску мула регистраторами данных и неустанно собирал данные из различных ситуаций. Затем он постепенно набирал обороты, поскольку в команду вошли инженеры-электрики и даже эксперт по алгоритмам, который оттачивал свои “эмоциональные” навыки, разрабатывая гитарные педали эффектов.

Со временем система также перешла от простой настройки включения и выключения передней и задней педалей к настройке средней педали и возможности работы вилки и амортизатора в разных режимах. Добавление датчика положения педали также стало большим шагом в создании системы, позволяющей прогнозировать, а не просто реагировать, так как по умолчанию она будет “открыта”, когда вы перестанете крутить педали, поскольку она предполагает, что вы собираетесь спуститься или наехать на что-то значительное. Разработка системы AXS shift обеспечила аппаратное обеспечение для того, чтобы сделать три датчика автономными беспроводными устройствами.

Важно отметить, что в алгоритме есть определенный вклад водителя, так как вы можете настроить “смещение” на два пункта в сторону открытого или более закрытого/педального режима в зависимости от базовых характеристик велосипеда и ваших личных предпочтений по жесткости или мягкости. Существует десять различных настроек низкоскоростного сжатия вилки в режиме “open”, которые можно установить с помощью верхних кнопок вилки или через приложение AXS. Вы также можете вручную переключаться между режимами или полностью отключить Flight Attendant с помощью верхней кнопки вилки или добавив отдельный левый контроллер AXS на ваши шины.

Прочитайте так же:  Обзор шин для горного велосипеда Tioga Edge-22

Давление/проседание и отскок также регулируются обычным аналоговым способом, в то время как высокоскоростная компрессия фиксируется в зависимости от настроек велосипеда.

Подключение

В то время как электрические компоненты Flight Attendant находятся в центре внимания, в аппаратной части также произошли значительные изменения. Вилки получили небольшие конические резиновые бамперы “ButterCup” на концах пружин и валов амортизаторов для поглощения вибрации от микроударов, а также клапаны сброса давления для сброса избыточного давления в нижней части ноги при нагреве или перепадах высоты.

Амортизатор - довольно крупный блок, что может вызвать проблемы с совместимостью рамы

Амортизатор – довольно крупный блок, что может вызвать проблемы с совместимостью рамы

Также поставляются адаптеры Torque Cap для использования с колесами, не имеющими соответствующих контактных концов увеличенного размера. Сзади амортизатор Super Deluxe также получил больше щелчков отбоя (теперь 15), более длинные втулки и новые уплотнения для снижения трения, а также дополнительный гидравлический демпфер (не использовался на нашем образце Trek Slash).

Настройка

Хотя это может быть супертехнологично, суть Flight Attendant в том, чтобы упростить процесс езды. Очевидно, что электро/технофобы будут отшатываться от идеи добавления электрического элемента в комплектацию, но зачем вам вообще читать эту статью, если вы уже знаете, что вам это не понравится? Обычные периодические проблемы с сопряжением Bluetooth в стороне, настройка занимает всего несколько минут, если следовать простому процессу калибровки, который включает в себя даже прислонение велосипеда к земле для проверки датчиков наклона.

Изменение смещения и/или низкоскоростной компрессии амортизатора и вилки может быть выполнено вручную с помощью цветовой кодировки и циферблата часов, используя верхние кнопки на вилке или без помощи рук через приложение AXS. Даже если вы каким-то образом заблудитесь в процессе настройки (или у вас сядет аккумулятор), Flight Attendant по умолчанию перейдет в “открытый” режим в качестве аварийной защиты, так что “сломать” подвеску в смысле заблокировать ее фактически невозможно, если только вы не потеряете аккумулятор, когда велосипед будет заблокирован.

Производительность

Первое, что нужно сказать, это то, что у нас не было никаких проблем с этим устройством в плане разряженных или потерянных батарей, неудачных соединений или каких-либо других неполадок, несмотря на то, что за последние пару месяцев мы использовали его в условиях минусовой температуры, регулярного погружения под воду или в совершенно грязной грязи. Поскольку он полностью беспроводной, нет никаких опасений, что кабели станут жесткими, засохнут, вырвутся, будут мешать свету или истреплются и воткнутся в вас. На самом деле, поскольку вы можете переключить подсветку в “темный режим” через приложение, единственным потенциально навязчивым звуком является жужжание сервомоторов, когда амортизатор и вилка меняют режимы.

Условия на тропе не были благоприятными во время испытаний

Условия на тропе не были благоприятными во время испытаний

Второе, что следует признать, – это то, что на простых подъемах и спусках вы можете получить аналогичные результаты в режиме амортизации за гораздо меньшие деньги и вес, просто покрутив диск демпфера вилки и щелкнув рычагом подъема на амортизаторе в соответствующее время. Если вы готовы мириться с путаницей тросов, которая удерживала Спящую красавицу в ловушке в течение 100 лет, то рычаги TwinLoc и технология трехрежимной подвески Scott, которая совершенствовалась десятилетиями, позволят вам мгновенно переключаться на ходу на накатанной/изменяющейся трассе.

Разница в том, что, по данным RockShox и подтвержденным участками, где мы снимали изменение светодиодных индикаторов при изменении настроек, Flight Attendant делает несколько сотен настроек в час в зависимости от настроек смещения и рельефа местности. Важно, что это происходит без вашего участия, так что вы можете полностью сосредоточиться на тропе. Благодаря эмоциональной инженерии, встроенной в электрику, все переходы и сочетания передних и задних настроек ощущаются совершенно естественно и великолепно сбалансированы, а не просто тупой переход от включения к выключению, который заставляет велосипед чувствовать себя несбалансированным или непредсказуемым. На самом деле, если бы не жужжание, вы бы редко замечали изменения, вы бы просто знали, что в 99 процентах случаев байк чувствует себя “как надо” для того, что вы едете в данный момент.

Прочитайте так же:  Shimano: оборудование для велосипедов. Обзор групп

Мы говорим 99 процентов времени, потому что иногда случаются сбои в матрице. Мы иногда ловили подвеску и получали больший удар, чем ожидали, когда спринтерски мчались по тропе и наезжали на один корень или камень. Были и другие моменты, когда разница между пятью вариантами смещения подвески была немного грубой, так что на некоторых подъемах она оставалась открытой, когда мы предпочли бы, чтобы она была закрытой, или наоборот, на неровной поверхности. Это означает, что если бы нам нужно было выбрать улучшение, мы бы добавили более тонкие настройки смещения, но вы всегда можете отменить настройки Flight Attendant с левого контроллера AXS, если вам это необходимо.

Управление подвеской осуществляется с помощью левого рычага AXS

Управление подвеской осуществляется с помощью левого рычага AXS

В большинстве случаев, однако, возникает ощущение, что на борту находится опытный второй пилот, а не просто бортпроводник. Это наиболее очевидно на подъемах и спусках “американских горок” или на участках, где в одну секунду вы нажимаете на педали, чтобы набрать скорость, или жестко проезжаете по гладкому уступу, а в следующую уже летите по гребню в глухой сад камней или корневую систему.

Жесткое нажатие на педали на подъеме или спринт из поворота на гладкой трассе – и Trek Slash оказался таким же суперпрочным, как вы и ожидали. Даже при уверенном подъеме было удивительно, насколько медленнее и тяжелее ощущается работа, когда мы намеренно отключили систему, чтобы посмотреть, что произойдет. Поскольку вам не нужно балансировать между настройками подвески и эффективностью подъема и контролем спуска, мы регулярно обнаруживали себя крутящими педали на больших каменистых спусках, где мы обычно прячемся за решеткой. Это означало, что мы последовательно преодолевали PR на отрезках, на которых ездили годами – даже если мы проезжали их в темное время суток, мокрые, уставшие в конце поездки.

Хотя мы ожидали, что система даст заметный прирост на спусках и подъемах, нас удивило то, насколько хорошо она работает в поворотах. На крутых и неровных трассах безупречное сцепление в сочетании с надежной поддержкой среднего хода и богатой обратной связью по нагрузке на шины создавало ощущение, что Slash создает свои собственные уступы даже на самых заросших трассах. Он также исключительно хорошо дрифтует, держа нас на ногах и смеясь, а не на бедрах и боли, будь то на рыхлом камне, суглинке или зимней жиже.

Это отражается и на общей атмосфере, создаваемой Flight Attendant, которая, безусловно, очень эффективна, когда это необходимо, но никогда не кажется слишком серьезной. Другими словами, хотя Slash всегда был точным и эффективным по ощущениям, он часто ощущался как серьезный разгромщик, а не как велосипед, который умеет веселиться. Тем не менее, отзывчивость и непосредственность подвески позволили ему почувствовать себя удивительно прытким и проворным, когда мы хотели поиграть с трассой, а не просто помять ее. Добавьте к этому мощный удар Flight Attendant, и этот байк станет настоящим хастлером в плане получения мощности и преследования гораздо более легких велосипедов с меньшим ходом на ровных и даже подъемных трассах, и хотя это все еще тяжелый велосипед весом более 15 кг, динамически он кажется гораздо легче.

Наша роскошно украшенная испытательная ракета Trek Slash

Наша роскошно украшенная испытательная ракета Trek Slash

Хотя электроника, переключающая режимы полета, является главным элементом, система в конечном итоге работает только так хорошо, как работает основная подвеска, и нет сомнений, что изменения, внесенные RockShox, дают значительный прирост производительности. В прошлом году мы провели много времени на очень похожем Trek Slash 9.9, и хотя он был очень хорошо настроен, очевидно, что и вилка Zeb, и амортизатор Super Deluxe чувствуют себя лучше, чем все, что мы пробовали ранее. Эти преимущества проявляются в чувствительности, поддержке и спокойном стирании ударов, что, безусловно, обогащает и улучшает всю езду в педальном или полностью открытом режимах.

Прочитайте так же:  Обзор плоских педалей Pembree R1V для горных велосипедов

Хотя в настоящее время эти изменения доступны только в версии Flight Attendant, вполне разумно ожидать, что в будущем они перейдут в обновленные версии “Ultimate”. Хотя это, безусловно, влияет на эффективность педалирования, большинство велосипедов с длинным ходом сейчас педалируют довольно хорошо, поэтому влияние технологии не столь значительно, как это было бы несколько лет назад.

Как бы великолепно он ни чувствовал себя на тропе, мы должны вернуться к огромным минусам Flight Attendant, связанным с его ценой и лишним весом. Нельзя игнорировать и такие хозяйственные элементы, как тот факт, что велосипеды AXS и Flight Attendant будут иметь четыре перезаряжаемых и три неперезаряжаемых аккумулятора, а более громоздкий задний амортизатор не подойдет ко всем рамам велосипедов, даже если технология станет более доступной. В конце концов, возможность ехать явно быстрее на любом участке трассы, потому что подвеска работает оптимально, не задумываясь об этом, – это чертовски приятно.

Вердикт

Если бы вы хотели, вы могли бы порицать подвеску Flight Attendant от RockShox за то, что она является непомерно дорогой и эксклюзивной электрификацией функциональности, которую вы можете в значительной степени повторить с помощью существующих систем ручной блокировки. Достижения в области подвески, которые делают ее настолько чувствительной и контролируемой, предположительно могут появиться без дополнительных батарей или ограничений на велосипеде в будущем.

С точки зрения использования технологии для реального упрощения мыслительных процессов и обогащения опыта езды, это абсолютно блестящая технология, и преимущества, которые она дает при езде, очевидны и вызывают сильное привыкание. Блестяще естественный баланс алгоритма привода, безупречная функциональность в любых условиях, а также аккуратная беспроводная связь, управление и взаимодействие с пользователем – все это впечатляет и для первого поколения.

Учитывая целостный эволюционный, все более доступный подход SRAM к своей беспроводной экосистеме AXS и очевидные преимущества этой системы для XC/даункантри, нам не терпится увидеть, куда SRAM направит ее дальше. На самом деле, если она получит достаточный импульс, это может кардинально повлиять на дизайн велосипедов с полной подвеской так же, как самостабилизирующиеся летательные аппараты изменили истребители.

Кратко

Это очень эксклюзивное устройство. Он очень, очень дорогой и добавляет вес и батареи для выполнения работы, которую вы можете имитировать вручную. Но RockShox Flight Attendant действительно поднимает общую производительность велосипеда на новый уровень, просто потому что позволяет вам ездить быстрее везде, не задумываясь о подвеске.

Плюсы

  • Эксклюзивные характеристики вилки и амортизатора нового уровня
  • Великолепно естественный баланс приводов
  • Сверхчистая беспроводная связь и регулировка
  • Автоматическая эффективность педалирования
  • Контроль прохождения поворотов и спуска на новом уровне
  • Безотказная работа по умолчанию
  • Простая настройка и регулировка
  • Возможность обхода
  • Безупречная надежность в плохую погоду до сих пор
  • Замечательно отлаженная система для системы первого поколения

Минусы

  • Очень очень дорого
  • Очень очень очень очень эксклюзивная
  • Увеличивает вес
  • Больше батарей, за которыми нужно ухаживать
  • Амортизатор большего размера подходит не ко всем велосипедам
  • По сути, просто очень модный двухрежимный блокиратор

Технические характеристики: RockShox Flight Attendant Suspension System

  • Доступность: Доступна только на велосипедах Specialized, Canyon, Trek и YT.
  • Вес: Утверждается, что она добавляет около 300 г по сравнению с аналогичной подвеской.
AliExpress RU&CIS NEW
Закладка Постоянная ссылка.