Как ухаживать за колесами горного велосипеда. Руководство по уходу за колесами

5/5 - (1 голос)

Руководство по уходу за колесами

Колеса – это самое близкое к волшебству явление на вашем велосипеде. Возьмите кучу относительно слабых компонентов, которые по отдельности гнутся или ломаются без особых усилий, соберите их по старинной технологии, и они обретут новую жизнь.

Они приобретают экспоненциальную прочность в определенных направлениях, но остаются хрупкими и легко повреждаются при нагрузке в неправильном направлении.

Велосипедные колеса

Велосипедные колеса – это динамические объекты, где каждый компонент взаимодействует с другими по мере того, как они катятся, распределяя силы, возникающие на пути. Когда все в порядке, все работает вместе для достижения общей цели. Когда колесами пренебрегают или повреждают, напряжения, которые ранее были сбалансированы, могут создать очаги напряжения, направленные на конкретные точки в структуре колеса.

Боковой удар по ободу может привести к погнутой спице; спица теряет натяжение, и напряжение на ее локте изменяется. Пока эта спица ослабевает, напряжение может накапливаться на соседних, противоположных спицах. Дисбаланс растет, колесо становится более восприимчивым к дальнейшим проблемам биения, а спицы с избыточным и недостаточным напряжением начинают выходить из строя при изменении сил несбалансированной нагрузки.

Добавьте к этому разрушенные подшипники, повреждение обода и износ, и вы поймете, что небольшая осторожность может сэкономить вам время, деньги и даже поездки в больницу на скорой помощи. Ниже мы покажет вам все основные шаги по уходу за колесами и поддержанию их в хорошем состоянии.

Как ухаживать за колесами горного велосипеда

Проверьте ступицы

Колеса работают на подшипниках, которые нуждаются в порции смазки для поддержания плавного хода. Горные велосипеды часто находятся под дождем и регулярно подвергаются обработке из шланга, струйной мойки и обезжиривателя, поэтому смазка смывается или загрязняется, что приводит к неровной работе колес. Новые колеса все еще поступают почти без смазки. Проверьте свои колеса, новые или старые, чтобы убедиться, что подшипники катятся так хорошо, как могли бы.

Велосипедные колеса

Смазка ступиц

На ступицах с картриджными подшипниками снимите крышки уплотнений из сплава; они снимаются или крепятся с помощью винта с шестигранной головкой. Выньте подшипник и замените его на новый. Чашечно-конусные подшипники (Shimano и Fulcrum до сих пор выпускают подшипники с шариками) требуют тонких конусных ключей для снятия уплотнений и наружного гнезда подшипника. Замените шарики того же размера и количества и используйте водостойкую смазку для новых подшипников. Не наносите слишком много смазки.

Прочитайте так же:  Как отрегулировать высоту руля

Велосипедные колеса

Проверка фланцев

Обычные втулки имеют параллельные фланцы из сплава fl, просверленные с 28, 32 или 36 отверстиями (для спиц). Спицы прикрепляются к ободу и натягиваются. Со временем это натяжение, часто в сочетании с низким уровнем поперечной шнуровки (радиальная – самый страшный преступник), может привести к появлению крошечных трещин, расходящихся от края отверстий к краю обода. За этим следует поломка ступицы. Периодически проверяйте ступицы.

Велосипедные колеса

Ниппельные патроны

Колеса, которые подвергались регулярной или интенсивной правке, могут получить износ ниппеля. Это особенно вероятно на ниппелях из легких сплавов, хотя края латунных ниппелей можно легко закруглить, если вы используете некачественный спицевой ключ, торопитесь или просто не умеете работать. Полностью закругленные ниппели не поддаются регулировке. Это означает, что в следующий раз, когда колесу потребуется повторная правка, вы застрянете.

Велосипедные колеса

Трещины в проушинах

Колеса, изготовленные с очень сильным натяжением, могут привести к появлению крошечных трещин в проушинах неармированных ободов. Это головка ниппеля сильно упирается в заднюю стенку обода. Это похоже на извержение, которое в конечном итоге приводит к растрескиванию сплава вокруг проушины спицы, что может привести к поломке спицы. Если на ваших проушинах появились признаки растрескивания, следите за ними. Если ситуация ухудшится, пора менять обода со стальными усиленными проушинами.

Велосипедные колеса

Замена ниппеля

Если ниппель настолько сильно поврежден, что его невозможно открутить спицевым ключом, необходимо снять шину/трубу/обод и с помощью спицевого ключа или отвертки с внутренним лезвием открутить спицу с обратной стороны. Возможно, вам захочется капнуть немного масла на спицу в верхней части ниппеля, чтобы смазать резьбу и облегчить ее снятие.

Велосипедные колеса

Замена спиц

Удаление перекрученной или сломанной спицы требует некоторого разгибания спицы, чтобы отсоединить ее от колеса. Используя спицу правильной длины (это важно, чтобы избежать дальнейших проблем), начните замену новой спицы, обращая пристальное внимание на схему шнуровки “над/под”. Возможно, вам придется немного выгнуть спицу, только не перегибайте ее.

Велосипедные колеса

Вмятина на ободе

На горных велосипедах используются шины низкого давления, и рано или поздно вы проколете шину и, возможно, получите вмятину на стенке обода. Небольшие вмятины можно вытягивать с помощью разводных ключей или, в крайнем случае, плоскогубцев. На дисковых ободах не обязательно все должно быть идеально; на колесах с ободными тормозами вам, возможно, придется потратить некоторое время, чтобы сделать гладкую тормозную поверхность.

Прочитайте так же:  Как отрегулировать передний и задний переключатели

Велосипедные колеса

Биение обода

Биение в колесе – обычное дело, и несколько миллиметров биения можно легко отрегулировать с помощью спицевого ключа. Используя простую инструкцию “справа = туго, слева = слабо”, вы можете увеличить или уменьшить натяжение в конкретных спицах, парах или группах. Помните, что для обода, выходящего вправо, необходимо усилить натяжение спиц с левой стороны, и наоборот. Важно уменьшить натяжение противоположных спиц на одинаковую величину, чтобы колесо оставалось круглым.

Велосипедные колеса

 

Правка по раме и по шаблону

Чтобы оценить уровень биения обода, вам нужна точка, относительно которой можно проводить измерения. Наиболее полезным является специально изготовленный колесный стенд, позволяющий постепенно перемещать направляющие указателя при выполнении регулировок. Использование стяжек на раме/вилке также может хорошо сработать, и это удобный навык, который пригодится вам на тропе, если вы ударите колесо, находясь в глуши.

Велосипедные колеса

Форма колеса

Иногда колеса, особенно дисковые, могут быть немного не центрированы. Для центрирования обода в раме и вилке необходимо равномерно натянуть спицы с той стороны колеса, в которую вы хотите его направить (эффективно вытягивая обод поперек). Половина оборота на спицу с этой стороны должна изменить ситуацию к лучшему.

Велосипедные колеса

Натяжение спиц

Как мы уже говорили, колесам нравится находиться в состоянии, когда к ободу прикладываются равномерные силы. Насколько это возможно, спицы на одной стороне колеса должны испытывать равномерное натяжение. При перебирании спиц пальцами должны получаться равномерно звучащие ноты. При необходимости для получения эмпирических данных можно использовать специальные натяжители.

Велосипедные колеса

Износ обода

Обода могут изнашиваться. В рамках постоянного ухода за ободом вам следует следить за такими участками, как боковины обода, особенно если вы используете ободные тормоза, и отверстия для спиц обода – легкие обода без проушин, в частности, могут трескаться и деформироваться при высоких нагрузках. Карбоновые обода могут треснуть при сильном ударе, хотя на самом деле это редкое явление если пугает карбоном.

Велосипедные колеса

Чистка фрихаба

Многие проблемы с колесами возникают из-за фрихаба. Попадание воды, грязи и мусора может привести к поломке относительно хрупкого храпового механизма. Возьмите за правило снимать кассету, очищать область фрихаба, добавлять немного легкой смазки и вытирать излишки (излишки приведут к тому, что грязь прилипнет к этой области).

Прочитайте так же:  Лучший способ устранить визг дисковых тормозов на горном велосипеде

Велосипедные колеса

Свежая резина/давление

Один из лучших способов проявить любовь к своим колесам – время от времени менять резину. Старые шины повреждаются от длительного воздействия окружающей среды и теряют свою липкость и послушность. Попробуйте новые протекторы, возможно, другой ширины или рисунка. Также подумайте, правильно ли вы используете давление для вашего веса, стиля езды и рельефа местности. Небольшие изменения могут иметь большое значение.

Велосипедные колеса

Лучшие советы

Знайте свои цифры: Поломка спицы означает замену спицы, а это значит, что нужно знать, какой длины и типа она должна быть. Проверьте спецификации производителей, чтобы узнать, нужны ли вам обычные, одинарные, двойные или тройные спицы. Обратите внимание на длину в мм.

Ободные ленты: За исключением специальных герметичных ободов UST, для всех остальных ободов необходимы ободные ленты – тонкие полоски пластика или традиционной ткани, которые плотно прилегают к отверстиям для спиц в ободе. Они не позволяют краям отверстий спиц истирать резину внутренних трубок и вызывать проколы. Вы можете использовать изоленту, но настоящая лента McCoy – лучший вариант.

Установка ободных лент: После установки ободной ленты вы часто обнаруживаете, что отверстия клапанов в ленте и ободе не совпадают. Проведите отверткой под полосой и по краю обода, чтобы отрегулировать положение полосы относительно обода.

Велотовары
Запчасти для велосипедаЗапчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя.

ИнструментыИнструменты. Веломастерская заядлого велосипедиста – это огромное количество инструментов, предназначенных для ремонта любого уровня сложности. А если неприятность приключилась в дороге? В таких случаях выручают универсальные инструменты для велосипеда. Компактные наборы шестигранников, или мультитулы, становятся просто спасательным жилетом для велосипедиста. Они займут минимум места в рюкзаке, сумке или кармане, а с их помощью мелкий ремонт не составит труда.

Закладка Постоянная ссылка.