Сплав. Почему велосипеды из сплавов снова становятся по-настоящему интересными

5/5 - (1 голос)

Сплав. Почему велосипеды из сплавов снова становятся по-настоящему интересными

В последнее время в горном велосипеде наблюдается некоторое возрождение алюминия, но почему металл снова в тренде.

Спустя 30 лет после того, как алюминиевые сплавы начали свое восхождение и стали самым популярным металлом для горных велосипедов массового спроса, они вновь завоевывают свою репутацию превосходных характеристик по экономичной цене.

Толстые трубы – это будущее

Алюминиевый сплав получил широкое распространение в ранних конструкциях самолетов, и сегодня на трубах велосипедов часто можно увидеть фразу “аэрокосмический класс”. В то же время, когда из сплавов делали монопланы и каркасы дирижаблей, их также формировали в трубы, склеивали и прикручивали в проушины французские производители рам для гонок на длинные дистанции. Производительность и вес не сильно отличались от современных стальных рам, и в течение следующих 60 лет мало что изменилось.

В 1980-х годах Гэри Кляйн и Джо Монтгомери из Cannondale выпустили линейку велосипедов с использованием сварных труб из сплава увеличенного размера, и эти более легкие и жесткие велосипеды внезапно стали эталоном, а сталь быстро отошла на второй план, уступив место бутиковым или дешевым брендам. К велосипедам с толстыми трубами присоединились экзотические полые монококи, выбитые, сформованные и спрессованные такими культовыми брендами, как Mountain Cycle и Foes, пока сплавные конструкции не стали обычным делом.

Расцвет волокна

Однако углеродное волокно прослеживало технологическую траекторию сплавных труб и вклеенных в них наконечников с 70-х годов, и оно перешло в ранние монококовые литые рамы примерно в то же время, что и алюминий. Такие велосипеды, как Kestrel, Alembic Гэри Фишера, Formula, Y-Bikes от Trek, а затем Endorphin и Strike G-Zero от Scott продемонстрировали потенциальное соотношение жесткости и веса. Хотя такие конструкции, как печально известный Soon To Snap GT ‘STS’, не способствовали гравитационному внедрению, такие велосипеды, как Scott Ransom и Santa Cruz’s Carbon Nomad, в конечном итоге доказали, что карбон может быть прочным для повседневного эндуро, и пока сплав был доступен, карбон был тем, к чему все стремились. Не только это, но по мере развития производства карбона, когда мы катались на велосипедах все жестче и жестче, некоторые бренды, такие как Santa Cruz, полностью прекратили выпуск велосипедов из сплава. Они считали, что не могут сравниться по производительности с велосипедами с карбоновой рамой, а с появлением таких функций, как внутреннее хранилище от Specialized, рамам из сплава стало еще сложнее идти в ногу со временем.

Модель Specialized Chisel показывает не только то, насколько легким может быть сплав, но и то, насколько хорошо на нем можно ездить

Модель Specialized Chisel показывает не только то, насколько легким может быть сплав, но и то, насколько хорошо на нем можно ездить

Отказ от углерода

Однако это не слишком пессимистичная история для сплава, поскольку некоторые молодые дизайнеры – в частности, Крис Д’Алусио из Specialized – очень хотели вернуть алюминий в игру производительности, сохранив при этом его ценовое преимущество. В случае Криса это включало разработку технологии Smart Weld, при которой концы труб формировались частично закрытыми (вспомните верхнюю или нижнюю часть банки с напитками), чтобы придать им дополнительную прочность и жесткость там, где это больше всего необходимо. Эта технология также позволяет создавать более прочные, но легкие соединения, а также обеспечивает большую податливость в средней части труб. В результате такие велосипеды, как гоночный хардтейл Specialized Chisel, не только легки, как многие рамы средней ценовой категории из углеродного волокна, но и обладают превосходным пружинящим ходом, более легким и живым, чем большинство бутиковых титановых и стальных рам, которые значительно тяжелее. Не стоит игнорировать и тот факт, что рама стоит дороже, чем весь велосипед Chisel.

Прочитайте так же:  Велосипед TT против шоссейного: понимание различий
Сплав становится агрессивным

Компания Alloy вернулась в категорию культовых фаворитов на стороне aggro, но в другом ключе. Создание новой формы для карбоновой рамы только для того, чтобы опробовать концепцию, стоит непомерно дорого, поэтому производители почти всегда используют сплав для своих научно-исследовательских “мулов”. Несколько лет назад некоторые производители начали распространять этот подход “сделай несколько штук и посмотри, как пойдет эта безумная идея” и на своих клиентов. Это совпало с ростом прогрессивной геометрии, поэтому, когда Ibis перешел на низкую геометрию Ripmo AF, а Specialized выпустил радикальный Stumpjumper EVO, рецензенты и велосипедисты сошли с ума. Доступные по цене, но совершенно совершенные иконы сплава, такие как хардтейл Transmitter с плюсовыми шинами от Sonder, легендарный Bossnut и его более крупный собрат Sentry от Calibre, не только позволили райдерам с ограниченным бюджетом получить велосипеды, на которых они могли бы как следует пошалить, но и означали, что сплав снова стал народным чемпионом.

Сплавной велосипед Status от Specialized стал хитом продаж благодаря тому, что это просто отличный велосипед

Сплавной велосипед Status от Specialized стал хитом продаж благодаря тому, что это просто отличный велосипед

Изменение представления о металле

Однако это не слишком пессимистичная история для сплава, поскольку некоторые молодые дизайнеры – в частности, Крис Д’Алусио из Specialized – очень хотели вернуть алюминий в игру производительности, сохранив при этом его ценовое преимущество. В случае Криса это включало разработку технологии Smart Weld, при которой концы труб формировались частично закрытыми (вспомните верхнюю или нижнюю часть банки с напитками), чтобы придать им дополнительную прочность и жесткость там, где это больше всего необходимо. Эта технология также позволяет создавать более прочные, но легкие соединения, а также обеспечивает большую податливость в средней части труб. В результате такие велосипеды, как гоночный хардтейл Specialized Chisel, не только легки, как многие рамы средней ценовой категории из углеродного волокна, но и обладают превосходным пружинящим ходом, более легким и живым, чем большинство бутиковых титановых и стальных рам, которые значительно тяжелее. Не стоит игнорировать и тот факт, что рама стоит дороже, чем весь велосипед Chisel.

Прочитайте так же:  Какой размер горного велосипеда мне нужен? Плюс советы по подбору велосипеда
Изменение мышления производителей металла

И хотя мы, возможно, воображаем это, похоже, что это привело к реальным изменениям в сознании производителей. Несмотря на то, что в плане фактической доступности это, похоже, не оправдалось, “шредер с кефалью” Specialized Status был выпущен с уникальной партизанской стратегией запуска, основанной на влиянии, которая заставила хардкорных райдеров рыскать по дилерам, чтобы заполучить велосипед.

Недавние громкие запуски нескольких брендов лишились отношения к сплаву по принципу “ну, если это все, что вы можете себе позволить, то вам придется довольствоваться вторым сортом”. Вместо этого бренды стремятся показать, как много они работали над тем, чтобы их металлические велосипеды по своим характеристикам соответствовали композитным.

Trek свободно признает, что попытка создать внутреннее хранилище в сплавных версиях Slash чуть не сломала инженеров, когда прототип за прототипом проваливал испытания, но они справились с задачей и теперь радуются, что все могут спрятать свой трейл-кит и трубки внутри рамы.

Новое семейство Spectral от Canyon охватывает как сплав, так и карбон, и вы найдете те же варианты колес 29, 27.5in или mullet на металлических 5 и 7, что и на карбоновых моделях CF, и они тоже выглядят великолепно. Компания Specialized только что представила версии Stumpjumper Evo из сплава со всеми теми же возможностями регулировки угла наклона и внутреннего хранения, и, как и Spectral, они выглядят просто великолепно. Существует даже версия Elite Alloy с полной подвеской Fox Factory в знак признания того, что некоторые шредеры не уверены в карбоновых рамах.

Сплав и аксессуары

Сплав возвращает себе заслуженное уважение не только в велосипедных рамах. Я уже давно говорил, что если вы не элитный гонщик XC, который проносится по острым камням как призрак и может заставить несколько сэкономленных граммов считаться, гипердорогие, но легко ломающиеся карбоновые обода часто могут быть помехой. Даже если я использую комплект, который я пытаюсь убить в целях обзора, он все равно заставляет меня вздрагивать при спуске с плоской поверхности в саду камней или на водном спуске, и худшим результатом для меня будет возвращение пешком к старту, а не отвратительный счет за ремонт или замену, или тягомотина и ожидание гарантийного случая.

Даже если они имеют пожизненную гарантию, это, как правило, достигается за счет чрезмерной сборки до такой степени, что они едва ли легче легкосплавных ободов по цене в несколько раз меньшей. Сплавные обода потенциально могут быть согнуты обратно в форму или выхаживаться дома, а не потерпеть катастрофическое разрушение. Сейчас я вижу, как все больше и больше групповых тестов и обзоров приходят к такому выводу, и это здорово, поскольку это действительно заставит людей задуматься о том, что им действительно нужно, а не просто считать, что дороже – значит лучше.

Прочитайте так же:  13 преимуществ езды на электровелосипеде. Электровелосипед может сделать вас счастливее, здоровее и богаче

Те же сценарии можно применить и к карбоновым шатунам и рамам, а также стоит отметить, что увеличение среднего веса велосипедов тоже играет в пользу сплава. Или, говоря иначе, пара сотен граммов в компоненте имеет гораздо меньшее пропорциональное значение для 15-килограммового велосипеда или 25-килограммового E-bike с 1,2-килограммовыми шинами на каждом конце, чем в то время, когда шины весили 700 г, а маленькие велосипеды весили 12 кг.

Очевидно, что анализ затрат и выгод может сыграть в пользу сплава. Этот Fox Factory Stumpy Evo Elite на $3,000 / £3,250 дешевле, чем версия с карбоновой рамой и такой же подвеской. Модель Spectral AL 5 стоит всего $2 899 / £2 449, и хотя она оснащена системой Shimano Deore, а не SLX, у нее те же ключевые компоненты вилки Fox 36 и покрышки Maxxis, что и у модели CF 7 за $4 299 / £3 399.

Велосипеды и детали из сплава не только дешевле, но и позволяют агрессивным велосипедистам чувствовать себя спокойнее в скальных садах

Велосипеды и детали из сплава не только дешевле, но и позволяют агрессивным велосипедистам чувствовать себя спокойнее в скальных садах

Сплав впереди

По этим и другим причинам есть уверенность, что сплаву предстоит сыграть большую роль в нашем велосипедном будущем. В краткосрочной перспективе мне так же интересно погонять на карбоновых супербайках на сплавном Spectral или Stumpjumper EVO, чтобы доказать свою точку зрения, как и на Chisel, Sentry, Status, Bossnut и Transmitter. Мне не терпится увидеть дальнейшее развитие инженерной стороны, поскольку 3D и аддитивная печать продолжают развиваться экспоненциально. Хотя тема экологии и устойчивости строительства велосипедов – это еще один суперсложный клубок червей, в который не стоит углубляться, сплав гораздо лучше поддается переработке, чем углеродные композиты. В то время, когда стоимость карбоновых велосипедов становится все более смехотворной, а комментарии в Интернете по поводу стоимости все более едкими, нельзя недооценивать, насколько важен сплав для обеспечения приятного, полнофункционального входа в горный велосипед. Это особенно актуально, когда многие из нас пытаются понять, как сделать наш мир более инклюзивным, чем его нынешнее преобладание “привилегированных белых мужчин”.

Или, говоря иначе, сплав – потенциально самый важный инженерный союзник горного велосипеда.

Cбор средств на развитие сайта и на хостинг. Дорогие друзья! Наш сайт — это некоммерческий проект, поддерживаемый только собственными силами. Тем не менее, содержание сайта требует определенных затрат. Спасибо откликнувшимся!

Закладка Постоянная ссылка.