Мы ответим на вопрос, что такое Q-фактор, чтобы разгадать часто обсуждаемый показатель геометрии велосипеда.
Q-фактор – это расстояние между внешней стороной одного шатуна и другого, измеренное не по диагонали, а сбоку, через среднюю линию нижнего кронштейна.
Представьте свой шатун сверху. Вы видите левый шатун в задней части хода педали, параллельно земле, и правый шатун в передней части хода педали, также параллельно земле. Двухмерное боковое расстояние между внешней стороной левого шатуна и внешней стороной правого шатуна – это Q-фактор.
Некоторые называют Q-фактор “шириной стойки”, что более логично, если подумать. Но важно отметить, что ваша фактическая ширина стойки – это расстояние между вашими ногами, когда вы стоите на педалях, и его можно изменить без изменения Q-фактора.
Если вы думаете о своей естественной стойке вне велосипеда, то существует определенная ширина, которая наиболее удобна для вас. Будь то ходьба, стояние, бег или спринтерский бег, существует естественная ширина стопы, в которую попадают ваши ноги. Расширьте или сузьте стопу, и вы почувствуете себя неправильно. Хуже того, ваши бедра и колени будут болеть, вам будет трудно держать равновесие, и вы даже можете получить травму, если не устраните дисбаланс.
Ширина стопы в велоспорте аналогична, и для каждого человека существует идеальная, предпочтительная ширина стопы при езде на велосипеде. В то время как Q-фактор зависит от вашего велосипеда и его компонентов.
Содержание
Пределы Q-фактора
Существует ограниченный диапазон для Q-фактора, определяемый как биомеханиками, так и производителями.
В связи с размером нижнего кронштейна, минимальными рекомендациями по цепной линии и длиной стойки цепи существует приемлемый диапазон для Q-фактора, который обычно составляет от 150 мм до 170 мм. Шоссейные велосипеды обычно имеют более узкий Q-фактор (150 мм), в то время как горные велосипеды имеют более высокий Q-фактор (170 мм). Это связано с увеличением ширины шин, что заставляет шатуны выходить дальше от средней линии велосипеда для сохранения клиренса.
В крайнем случае, многие фэтбайки имеют Q-фактор 200 мм и более. В результате ноги и ступни оказываются намного дальше друг от друга, и некоторые велосипедисты сравнивают езду на толстом велосипеде с ездой на лошади – все из-за большого Q-фактора велосипеда.
Велосипедистам не стоит слишком беспокоиться об увеличении Q-фактора, потому что основная причина, по которой они хотят это сделать, – увеличение ширины стойки, что можно сделать, передвинув бутсы или купив более длинный шпиндель педалей.
Преимущества производительности
Как и при подгонке велосипеда, не существует рекомендаций по дюймам, основанных на вашем росте и весе. У каждого велосипедиста свои биологические пропорции, свои предпочтения и своя история травм, которые могут повлиять на посадку на велосипед, поэтому существуют протоколы, которые позволят подобрать вам уникальную посадку. Однако нам нужен не Q-фактор, а ширина посадки, которая влияет на то, насколько широко наши стопы и бедра расположены на педалях.
Самое главное – найти ширину стойки, которая будет удобной и мощной. Если вы чувствуете себя комфортно при езде в седле в течение нескольких часов, без каких-либо серьезных болей и ломоты, то нет никаких биомеханических причин, по которым вы хотели бы изменить ширину выноса или Q-фактор.
Как было сказано выше, существуют промышленные стандарты Q-фактора, которые устраивают большинство людей. Многим велосипедистам требуются небольшие корректировки для достижения идеальной посадки, но часто это можно сделать с помощью небольшой подстройки педалей или защелок, а не замены компонентов для изменения Q-фактора.
Фраза “узкий – значит аэро” не всегда верна и даже может привести к травме, если вы не будете осторожны. Уменьшение Q-фактора или сближение шатунов может сделать вас более аэродинамичным, но не обязательно сделает вас быстрее. Вы можете потерять значительное количество энергии или перестать задействовать ягодицы в таком узком положении. Если зайти слишком далеко, вы можете создать мышечный дисбаланс, который приведет к хроническим травмам.
Вы также можете менять положение педалей или бутсы по отдельности – с левой или с правой стороны, в то время как Q-фактор можно изменить только сразу. Такая двусторонняя регулировка особенно полезна для людей с уникальной физиологией или с историей травм, в результате которых одна нога значительно отличается от другой по длине или силе.
Как Q-фактор влияет на педалирование
В велоспорте ведется много споров о том, насколько Q-фактор изменяет или влияет на ваше педалирование. Многие утверждают, что педали, защелки и длина шпинделя педалей в совокупности оказывают большее влияние на педалирование, чем Q-фактор в отдельности. Добавьте к этому регулировку креплений на обуви, и у вас может быть совершенно другой стиль педалирования без изменения Q-фактора.
Ваше седло также может существенно повлиять на педалирование. Угол, поворот и ширина бедра могут измениться с новым седлом, и это окажет большое влияние на ваш стиль педалирования и идеальную ширину стойки.
Доподлинно неизвестно, в какой степени Q-фактор влияет на ваше педалирование, но сейчас мы можем с уверенностью сказать, что существует множество других изменений, которые вы можете внести в свою посадку и ширину стойки, которые окажут большее влияние на ваше педалирование, чем один только Q-фактор.
Заключение
Во многих случаях изменить свой Q-фактор очень сложно и утомительно. Будь то новый нижний кронштейн, новый шатун или целый новый велосипед, цена будет высокой. Поэтому, если ваша цель – изменить ход педалей или ширину стойки, вы можете добиться этого, изменив педали, положение зажима или длину шпинделя педали.
Научных доказательств в пользу более узких Q-факторов практически нет – исследование 2013 года с участием 24 испытуемых показало значительное увеличение общей механической эффективности и увеличение мощности на 1,5-2 процента в результате использования Q-фактора 90 мм против 150 мм – но такие исследования немногочисленны. Это теория, которая, будучи примененной в реальном мире, способна принести гораздо больше вреда, чем пользы. До тех пор, пока не начнут поступать результаты исследований, нет никаких доказательств того, что Q-фактор оказывает существенное влияние на ваше педалирование и выходную мощность.
Прежде чем изменять Q-фактор, попробуйте сначала изменить ваши бутсы, педали, шпиндель педали или выравнивание бутсов. Изменением этих факторов можно добиться чрезвычайно широкого диапазона посадки, и все они могут быть отрегулированы всего за несколько минут.