Эволюция горного велосипеда XC. Шесть направлений, в которых кросс-кантрийные велосипеды изменились, и почему это хорошо для всех, кто на них ездит

5/5 - (2 голоса)

Эволюция горного велосипеда XC. Шесть направлений, в которых кросс-кантрийные велосипеды изменились, и почему это хорошо для всех, кто на них ездит

От трансмиссии до подвески – современные велосипеды XC сильно отличаются от тех, что были десять лет назад.

Велосипедная индустрия находится в постоянном движении по пути внедрения новых велосипедных технологий и инноваций. Большая часть этого прогресса хороша, и в конечном итоге делает наши велосипеды более способными и интересными для езды, но это не всегда так.

Тем не менее, велосипедные бренды часто делают все правильно, и это, пожалуй, нигде не проявляется так ярко, как на кросс-кантрийных велосипедах, которые сегодня выглядят совершенно иначе, чем десять лет назад.

В случае с курицей или яйцом, гонки на горных велосипедах кросс-кантри стали более техничными и быстрыми – испытательная трасса Izu на Олимпийских играх 2020 года в Токио является тому подтверждением – в то время как велосипеды стали более способными и, что немаловажно, более быстрыми.

За последнее десятилетие изменился почти каждый аспект горных велосипедов для кросс-кантри: от более длинных и более слабых MTB-велосипедов, способных преодолевать техничные спуски и скальные участки и при этом молниеносно подниматься в гору, до баров, которые по ширине не уступают лучшим горным велосипедам эндуро.

Техническая трасса Олимпийских игр 2020 года в Токио показывает, как эволюционировали беговые дорожки.

Техническая трасса Олимпийских игр 2020 года в Токио показывает, как эволюционировали беговые дорожки.

Не можем сказать, что мы разочарованы. Эти изменения сделали кросс-кантри еще более интересным для езды и наблюдения, а также частично проложили путь для даун-кантри велосипедов, которые сочетают в себе лучшие черты XC и трейловых велосипедов.

Итак, учитывая все это, вот шесть способов, которыми изменились кросс-кантрийные велосипеды, и почему это хорошо для всех, кто на них катается. Если вы хотите узнать больше о велосипедах XC, обязательно ознакомьтесь с нашим руководством покупателя по лучшим кросс-кантрийным велосипедам.

Колеса
Ярослав Кулхави выиграл золото на Олимпийских играх 2012 года на велосипеде 29er.

Ярослав Кулхави выиграл золото на Олимпийских играх 2012 года на велосипеде 29er.

Пожалуй, самое заметное изменение в велосипедах XC – это размер колес: все лучшие горные велосипеды для кросс-кантри используют 29-дюймовые колеса.

Вернитесь на 10 лет назад, и в то время как многие гонщики начинали осознавать преимущества 29-дюймовых колес, многие все еще упорно придерживались меньшего и до тех пор стандартного размера 26 дюймов.

Это также было связано с требованиями спонсоров. Если ваш спонсор не выпускал велосипед 29er, то вы не могли на нем ездить – даже если бы хотели. Но, несмотря на это, многие велосипедисты были рады придерживаться того, что они знали.

И у них были веские причины. Велосипедной промышленности потребовалось время, чтобы правильно подобрать геометрию и компоненты для 29er. Колеса могли быть хлипкими, а управляемость оставляла желать лучшего, поэтому неудивительно, что некоторые велосипедисты были настроены скептически.

Однако в 2011 году чех Ярослав Кулхави стал первым в истории гонщиком, выигравшим Кубок мира по кросс-кантри на 29-дюймовом велосипеде. Затем он выиграл золотую медаль Олимпийских игр 2012 года в Лондоне в дисциплине кросс-кантри на велосипеде 29 дюймов (Specialized S-Works Epic). С этого момента 29-дюймовые колеса постепенно стали стандартом для гонок XC.

Прочитайте так же:  Циклокросс: Что это такое, откуда он взялся и как начать участвовать в гонках

В настоящее время большинство велосипедистов согласятся с преимуществами 29-дюймовых колес для гонок XC. Они быстрее катятся, дают большее сцепление и повышают комфорт.

Передача
SRAM выпустила оригинальную трансмиссию XX1 one-by в 2012 году.

SRAM выпустила оригинальную трансмиссию XX1 one-by в 2012 году.

Еще одно огромное изменение среди кросс-кантрийных велосипедов – и горных велосипедов в целом – это появление групп горных велосипедов с передачей one-by, где одна цепь спереди, в паре с широкодиапазонной кассетой сзади, часто с маленькой 10-зубой звездочкой на одном конце и огромной 50-зубой звездочкой на другом.

Не нужно далеко ходить, чтобы увидеть кросс-кантрийные велосипеды с тройными цепями спереди. Один из членов команды BikeRadar помнит, что их первый кросс-кантрийный велосипед, Scott Scale, был оснащен тройной цепью в 2012 году.

Тройные и двойные цепи, возможно, давали велосипедистам хороший диапазон передач и аккуратное расстояние между ними для идеального каденса, но они также были более сложными в обслуживании и поддержании в рабочем состоянии.

Кассеты для горных велосипедов стали огромными.

Кассеты для горных велосипедов стали огромными.

Как и любая инновация, многие велосипедисты не были уверены, когда в 2012 году SRAM выпустила свою передачу XX1 one-by, поскольку обычная мудрость гласила, что 11 передач не очень подходят для кросс-кантри.

Но постепенно и профессионалы, и любители начали понимать преимущества one-by. Система передач была проще в установке, легче в обслуживании и позволяла экономить вес, а также сохранять внешний вид велосипеда. Она также позволила производителям велосипедов создавать более совершенные велосипеды с полной подвеской, поскольку отсутствие переднего переключателя освобождало место для задней подвески.

Переходы между передаточными числами могли быть немного больше, но, как оказалось, никто не возражал и даже нуждался в узких промежутках между двойными или тройными цепями.

Поезжайте на любую гонку кросс-кантри сегодня, и мы подозреваем, что на каждом велосипеде будет одна передача на другую, и это только хорошо в наших глазах.

Геометрия
Новейшие велосипеды XC предназначены для езды по самым разным дорогам.

Новейшие велосипеды XC предназначены для езды по самым разным дорогам.

Геометрия – отличный пример того, как технологии велосипедов идут в ногу со временем и развиваются в соответствии с требованиями дисциплины. Поскольку гонки кросс-кантри становятся все более крутыми и техничными, бренды эволюционируют, делая свои велосипеды более удобными для спуска, но при этом сохраняя производительность при подъеме.

Ярким примером современной геометрии велосипеда для кросс-кантри является новейший Specialized Epic, который отражает эволюцию многих велосипедов для кросс-кантри.

Epic идеально подходит для скоростных и технических требований современного кросс-кантри. У него относительно мягкий угол наклона головы 67,5 градусов, 470 мм выноса в большом размере и крутой угол седла 75,5 градусов. Все это хорошо, когда нужно быстро крутить педали и спускаться.

Отражая развитие XC, BMC Twostroke имеет очень современную геометрию.

Отражая развитие XC, BMC Twostroke имеет очень современную геометрию.

Epic 2012 года выглядит устаревшим по сравнению со своим современным аналогом. Угол наклона головы в 70,5 градусов сделал бы велосипед более резким в поворотах, но в то же время снизил бы его уверенность на спусках.

Прочитайте так же:  Гравийный велосипед и горный велосипед: понимание различий

Размах также короче – 438 мм, а угол седла немного меньше – 74 градуса. Такой угол подседельного штыря может затруднить эффективное положение педалей над нижней скобой.

Новый Cannondale Scalpel – еще один XC-велосипед, геометрия которого претерпела изменения. Угол наклона головы на 1,5 градуса меньше, чем у предыдущей модели, а угол седла на один градус круче.

Стоит отметить, что здесь мы рисуем широкими мазками. Существует множество других цифр и факторов, влияющих на управляемость кросс-кантрийного велосипеда, помимо приведенных нами цифр геометрии, но бесспорно, что современная геометрия XC эволюционировала, делая эти велосипеды менее робкими при спуске.

Шины
На современных велосипедах для XC вы вряд ли увидите 2-дюймовые покрышки, подобные тем, которые Кулхави использовал на Олимпийских играх 2012 года.

На современных велосипедах для XC вы вряд ли увидите 2-дюймовые покрышки, подобные тем, которые Кулхави использовал на Олимпийских играх 2012 года.

Мы подозреваем, что все гонщики, участвующие в Олимпийских играх 2021 года, были бы очень расстроены, если бы вы сказали им, что им придется участвовать в гонках на узкой резине. Но отмотайте назад девять лет, и узкие шины были довольно распространенным явлением, а S-Works Epic чемпиона 2012 года Кулхави оснащался 2-дюймовыми покрышками.

За последнее десятилетие тенденция использования более широких шин распространилась на весь спектр велоспорта, от шоссейной езды до XC, и теперь лучшие шины для горных велосипедов имеют довольно большой размер.

Раньше считалось, что более узкие шины быстрее катятся и позволяют сэкономить немного веса. И то, и другое важно в гонке кросс-кантри, но хотя узкая шина может сэкономить несколько граммов, широкая шина будет лучше почти во всех остальных отношениях.

Более широкие покрышки стали обычным явлением во многих велосипедных дисциплинах - в том числе и в XC.

Более широкие покрышки стали обычным явлением во многих велосипедных дисциплинах – в том числе и в XC.

Они способны быстрее катиться, обеспечивают большее сцепление, более комфортны и могут снизить вероятность несвоевременного прокола. Все это хорошо для начинающего гонщика.

До сих пор ведутся споры о том, какая шина на самом деле самая быстрая, и окончательного ответа на этот вопрос, скорее всего, не существует. Но на данный момент, похоже, что большинство гонщиков выбирают шины 2,3 или 2,4 дюйма для гонок XC.

Мы даже провели собственные эксперименты с шириной шин, исследуя самый быстрый размер шины для горного велосипеда и самый быстрый объем шины для кросс-кантри. Если вы решили самостоятельно подобрать размер шины, обязательно прочитайте наше руководство по давлению в шинах MTB.

Ручки руля
Cannondale оснащает свой новейший Scalpel рулем шириной 760 мм, что было немыслимо десять лет назад.

Cannondale оснащает свой новейший Scalpel рулем шириной 760 мм, что было немыслимо десять лет назад.

Как кто-то однажды сказал в фильме о пауках, “с большой силой приходит большая ответственность”, и это относится к современному кросс-кантрийному велосипеду.

Оптимизированные шины, геометрия и размер колес дают вам возможность ехать быстрее, чем когда-либо. Но вам нужно уметь контролировать эту мощь – а для этого вам потребуется более широкий руль.

Прочитайте так же:  Почему некоторые люди предпочитают строить свои собственные велосипеды?

Опять же, не нужно заглядывать далеко в прошлое, чтобы увидеть велосипеды с рулем более 700 мм. Если заглянуть еще дальше, они даже начинают опускаться ниже 600 мм.

В наш век широких рулей вы можете задаться вопросом, зачем кому-то ездить на таких узких рулях? Ну, в те времена скорости были ниже, а спуски менее техничными. К тому же, это просто то, что люди всегда использовали, так зачем что-то менять?

Более широкий руль обеспечивает больший контроль.

Более широкий руль обеспечивает больший контроль.

К счастью для всех нас, с ростом скоростей увеличилась и ширина руля: многие велосипеды XC поставляются с рулем 740 мм или 760 мм, что было немыслимо еще десять лет назад.

Как и более широкие покрышки, более широкие рули стали стандартом во всем спектре горных велосипедов. Они позволяют лучше контролировать техничные участки и улучшают посадку велосипеда, а некоторые велосипедисты считают, что дополнительная ширина помогает открыть грудную клетку для дыхания.

В любом случае, это еще один пример того, как развивались технологии за последние 10-15 лет.

Подвеска
Виктор Корецки выиграл мужскую элитную гонку Кубка мира в Альбштадте в 2021 году на хардтейле Orbea Alba, но мы уже привыкли видеть велосипеды с полной подвеской на гонках высшего уровня.

Виктор Корецки выиграл мужскую элитную гонку Кубка мира в Альбштадте в 2021 году на хардтейле Orbea Alba, но мы уже привыкли видеть велосипеды с полной подвеской на гонках высшего уровня.

За последнее десятилетие подвески шагнули далеко вперед. Начиная с электрической блокировки Fox и заканчивая более легкими и прочными амортизаторами, нет сомнений в том, что современные велосипеды гораздо лучше чувствуют себя на крутых и техничных участках.

Эти улучшения в технологии подвески, а также тот факт, что трассы стали более техничными, чем когда-либо, означают, что на гонках XC высшего уровня вы скорее увидите велосипед с полной подвеской, чем хардтейл.

Хардтейлы хорошо подходили для трасс, которые мы привыкли видеть в кросс-кантри десять или более лет назад. Теперь все изменилось. Хотя Альбштадт – одна из менее техничных трасс на нынешней трассе Кубка мира и ставит вопрос о выборе хардтейла или велосипеда с полной подвеской (Виктор Коретци выиграл мужскую элитную гонку 2021 года на хардтейле, а Лоана Лекомт выиграла женскую гонку на полной подвеске), большинство гонщиков сейчас выбирают подвеску с обеих сторон для большинства гонок.

Не поймите нас неправильно, в XC еще есть место для молниеносных хардтейлов – BMC Twostroke, выпущенный в прошлом году, является свидетельством прогрессивного кросс-кантрийного хардтейла, – но велосипеды с полной подвеской теперь правят бал.

Scott Spark 2022 года, на котором катаются Нино Шуртер и Кейт Кортни на Олимпийских играх в Токио, имеет ход 120 мм спереди и сзади.

Scott Spark 2022 года, на котором катаются Нино Шуртер и Кейт Кортни на Олимпийских играх в Токио, имеет ход 120 мм спереди и сзади.

Велосипеды также становятся более прогрессивными. Возьмем новый Scott Spark RC – велосипед, который выбирают Нино Шуртер и Кейт Кортни. Он имеет 120 мм хода спереди и сзади, тогда как мы привыкли видеть 100 мм.

Где еще мы видели эволюцию в технологии подвески? Возьмем запатентованную подвеску Brain от Specialized. В конструкции используется инерционный клапан, который автоматически блокирует подвеску на ровной поверхности. Стоит наехать на кочку, и клапан быстро открывает подвеску снова. В принципе, это блестящая идея, но на практике первые итерации Brain получили несколько мрачноватый отклик.

Самой большой жалобой был сильный лязг или стук, который велосипедисты ощущали, когда клапан снова открывался. Вы также не могли регулировать чувствительность Brain на лету, что было не очень хорошо, если вы катались по разным участкам.

Однако, как и все в этом списке, компания Specialized постепенно улучшала Brain на протяжении многих лет. Теперь его можно регулировать на лету, а стук, хотя и сохранился, стал намного мягче, чем у предыдущих поколений.

В конечном итоге, эволюция подвески является ярким примером того, как современные велосипеды XC разрабатываются для того, чтобы быть более способными и универсальными, чем когда-либо.

AliExpress RU&CIS NEW
Закладка Постоянная ссылка.