Меняющие игру. 12 инноваций, которые изменили дорожный велоспорт

Меняющие игру. 12 инноваций, которые изменили дорожный велоспорт

Мы вспоминаем лучшие изобретения, которые изменили велосипедное искусство к лучшему.

Во многих отношениях велосипед практически не изменился с конца XIX века. Но за это время появилось множество технологических разработок, которые изменили дорожный велоспорт и способы передвижения – многие из них остаются с нами и по сей день.

Здесь мы рассмотрим основные изобретения, которые изменили искусство велоспорта к лучшему, и наряду с более старыми технологиями, которые стали определять велосипеды, на которых мы ездим сегодня, мы также включили более современные инновации, которые продолжат формировать спорт в будущем.

Велосипедные технологии постоянно развиваются, и за короткий промежуток времени эти инновации уже изменили спорт, а в ближайшие годы станут еще более распространенными.

Быстросъемные шампуры
Быстросъемные шпажки для более быстрой замены колес во время гонок и облегчения ремонта.

Быстросъемные шпажки для более быстрой замены колес во время гонок и облегчения ремонта.

Из одного кусочка несчастья была построена империя. Когда в 1927 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло столкнулся с трудностями во время гонки на морозе, не сумев снять заднее колесо из-за онемевших рук, он поклялся придумать лучшую систему фиксации колеса, чем барашковые гайки.

Три года спустя он разработал быстросъемный шампур. Оригинальная конструкция мало чем отличалась от тех, которые мы используем сегодня: стальной шампур через полую ось с гайкой на одном конце и кулачковым рычагом на другом.

Как и сегодня, перевернув рычаг, можно было снять и заменить колесо за долю того времени, которое требовалось раньше. Для профессионалов это означало быструю смену колеса в середине гонки. Для остальных – более быстрый и простой ремонт на дороге, даже несмотря на то, что в настоящее время сквозные оси становятся обычным явлением на дорожных велосипедах с дисковыми тормозами.

Педали без клипсы
Look по-прежнему лидирует в мире педалей без клипсов, наряду с такими, как Shimano и Speedplay.

Look по-прежнему лидирует в мире педалей без клипсов, наряду с такими, как Shimano и Speedplay.

В 1984 году компания Look выпустила первые успешные педали без зажимов. Названная PP65, педаль использовала технологию, которую французская фирма уже применяла в своих лыжных креплениях, чтобы революционизировать важнейший компонент, передающий энергию на велосипед.

Концепция Look была настолько успешной, что использование защелки на подошве обуви, которая зажимается пружинным механизмом на задней части педали, стало промышленным стандартом, и большинство педальных систем без зажима от других компаний похожи на конструкцию Look – даже если материалы изменились за последние три десятилетия.

Ранние попытки создания педалей без зажима на ноге считались небезопасными для использования на дорогах, но после того, как Look изменил игру – а Бернар Хино выиграл Тур де Франс в 1985 году на своих PP65, – мы уже никогда не оглядывались назад.

Карбоновое волокно
Вы даже можете получить спицы из углеродного волокна, как на этих колесах Cadex.

Вы даже можете получить спицы из углеродного волокна, как на этих колесах Cadex.

Если первое значительное снижение веса в производстве велосипедов произошло с появлением алюминиевых труб рамы и ободов колес (о чем мы еще поговорим), то именно развитие технологии углеродного волокна дало толчок к ускорению процесса снижения веса.

Эта легкость также позволила велосипедам для тайм-триала и, все чаще, шоссейным велосипедам получить аэродинамические преимущества без большого ущерба для веса, а поскольку многие современные велосипеды изготавливаются из цельных форм, вес еще больше снизился.

Прочитайте так же:  Топ-5 трендов горных велосипедов на 2021 год

Та же технология использования углеродных волокон для усиления полимеров с тех пор применяется в рулях, подседельных штырях, колесах, педалях и седлах. Короче говоря, практически все.

В результате получился такой велосипед, как Giant TCR Advanced SL 0 Disc, который даже в большом размере и с сепараторами для бутылок весит 6,71 кг, что вызывает беспокойство UCI.

GPS-компьютеры
Велокомпьютеры с GPS, вероятно, в последние годы изменили езду на велосипеде больше, чем какие-либо другие технологии.

Велокомпьютеры с GPS, вероятно, в последние годы изменили езду на велосипеде больше, чем какие-либо другие технологии.

Можно утверждать, что велокомпьютер сам по себе изменил облик велоспорта, предоставив нам все больше информации – от скорости до пульса – на кончиках пальцев. Но появление велокомпьютера GPS вывело ситуацию на совершенно новый уровень, когда ездить без него стало почти что заявлением.

Гигантом на этой сцене является компания Garmin, выпустившая первый из серии велокомпьютеров Edge в 2000 году, хотя с тех пор компания Wahoo оспаривает у Garmin это звание.

GPS-устройства не только могут отслеживать множество информации о поездке без магнита на колесе и датчика на вилке, но и, подключившись к Интернету, позволяют делиться этими данными.

С появлением Strava это превратило каждую поездку в соревнование для тех, кто склонен соревноваться – с другими или со своими собственными предыдущими результатами – в таблицах лидеров сегмента.

Технология GPS также позволяет многим велокомпьютерам выступать в роли навигаторов, то есть мы можем прокладывать или загружать маршруты на наши компьютеры и затем следовать им, не сбиваясь с пути. Надеюсь.

Электронные наборы групп
Электронные редукторы становятся все более популярными благодаря технологиям, которые распространяются на более доступные групповые устройства.

Электронные редукторы становятся все более популярными благодаря технологиям, которые распространяются на более доступные групповые устройства.

Несмотря на то, что в 1990-х годах компания Mavic уже занималась этой концепцией, предлагая системы Zap и Mektronic, именно появление в 2009 году системы Shimano Dura-Ace Di2 привело к тому, что электронное переключение передач стало популярным.

После дебюта на Туре Калифорнии 2009 года технология Shimano Di2 распространилась на группы второго уровня Ultegra и все чаще входит в стандартную комплектацию велосипедов стоимостью около 4 000 фунтов стерлингов.

С тех пор электронные наборы групп появились у SRAM и Campagnolo, и сейчас они также широко распространены, а более доступные по цене наборы групп, такие как SRAM Rival AXS, открывают мир электронного переключения передач для многих людей.

Легкость и точность электрического переключения передач трудно превзойти, а для менее механически мыслящих из нас – еще и минимальное обслуживание. Больше никаких передаточных тросов? Да, пожалуйста.

Пневматические шины
Останутся ли клинчеры и трубки предпочтительным выбором, или бескамерные установки будут доминировать?

Останутся ли клинчеры и трубки предпочтительным выбором, или бескамерные установки будут доминировать?

Это немыслимо в наше время, но было время, когда велосипедисты катались – или, скорее, тряслись – на том, что было не более чем усовершенствованными тележными колесами с железными полосами, намотанными на деревянные колеса.

На смену металлу пришла твердая резина, но настоящий прогресс начался, когда в 1887 году Джон Данлоп разработал пневматическую шину, наполняемую воздухом. Его компания Dunlop Tyre Co вскоре последовала за ним, и велосипедисты всего мира поблагодарили его, поскольку увеличение скорости и комфорта стало нормой.

По другую сторону Ла-Манша Эдуард Мишлен в 1891 году придумал съемную шину, которая позволяла снимать и ремонтировать отдельную внутреннюю трубку. Так родилась клинчерная шина, на которой большинство из нас ездит сегодня.

Прочитайте так же:  Кто самый высокий велогонщик "Тур де Франс" и почему это важно?

С тех пор производители повысили устойчивость к проколам и разработали крючкообразный борт, позволяющий шинам работать при более высоком давлении, но в основном они совершенствуют конструкцию, а не изобретают ее заново.

А как же бескамерные шины, спросите вы? Действительно, в последние годы все больше велосипедистов выбирают бескамерные шины для своих дорожных велосипедов, и даже некоторые профессиональные команды, которые часто не спешат отказываться от того, что им дорого, переходят на бескамерные шины. Но, как выяснил Мэтью Ловеридж из BikeRadar, отсутствие стандартизации в мире бескамерных велосипедов означает, что переход на них еще не произошел.

Если и когда это произойдет, будет ли этот переход столь же значительным, как переход от изысканных колес к клинчерам и трубам? Мы предоставим вам самим решать этот вопрос.

Рычаги STI
Переключатели STI прошли долгий путь с первых дней своего существования, но функционально они остаются очень похожими.

Переключатели STI прошли долгий путь с первых дней своего существования, но функционально они остаются очень похожими.

Появление в 1990 году системы STI (Shimano Total Integration) от Shimano стало предвестником одного из самых фундаментальных изменений в конструкции гоночного велосипеда, которые мы когда-либо видели.

Прошедшие годы придали сепийный оттенок дням переключения передач, но реальность такова, что появление интегрированных рычагов торможения и переключения передач изменило нашу манеру езды к лучшему.

Их появление не только избавило велосипедистов от необходимости убирать руки с перекладины для переключения передач, но и привело к изменению дизайна кожухов тормозных рычагов, сделав их эргономически более удобными для многочасового катания.

С годами вес уменьшился, а функции были усовершенствованы, чтобы обеспечить более широкий диапазон передач, но и Campagnolo, и SRAM предлагают свои собственные варианты оригинальной системы, а с растущей электрификацией групп для шоссейных велосипедов нет пути назад.

Алюминиевые обода колес
Не так давно алюминиевые диски все еще использовались в профессиональном пелотоне.

Не так давно алюминиевые диски все еще использовались в профессиональном пелотоне.

Как стальные рамы были заменены алюминиевыми для снижения веса, так и стальные обода велосипедных колес были заменены более легким металлом – технологическая революция, которую в 30-х годах прошлого века произвела компания Mavic со своими дюралюминиевыми ободами.

Колеса из углеродного волокна становятся все более распространенными и доступными, и сейчас бренды включают углеродные колеса в стандартную комплектацию многих велосипедов. Карбоновые обода отстают от своих алюминиевых собратьев в эффективности торможения, но с появлением дисковых тормозов на дорожных велосипедах это, по большому счету, стало излишним.

Лайкра
Шорты из лайкры высокой эластичности стали идеальным выбором для многих шоссейных велосипедистов.

Шорты из лайкры высокой эластичности стали идеальным выбором для многих шоссейных велосипедистов.

Возможно, в наши дни существует тенденция к использованию легких специализированных шерстяных джерси, но не следует недооценивать освобождение велосипедистов от шерстяных вещей старого образца благодаря изобретению и внедрению лайкры.

Легкая, более дышащая и плотно прилегающая, чем ее натуральная предшественница, одежда из лайкры стала основным вариантом для многих велосипедистов. Велошорты из лайкры являются неотъемлемой частью экипировки многих велосипедистов, а аэродинамические и плотно облегающие велофутболки, которые уменьшают сопротивление и часто работают для отвода пота, стали стандартом.

Лайкра также открыла возможность использования цельных комбинезонов для тайм-триала и кольцевых гонок, и многие профессиональные гонщики надевают их и на этапных гонках.

Прочитайте так же:  5 быстрых способов подготовить горный велосипед к грязи

Развитие материалов для шоссейных велосипедов не ограничивается только лайкрой. Со временем традиционная замшевая кожа на сиденье велошорт была заменена более удобной и гигиеничной синтетической набивкой.

Передаточные механизмы
Системы переключения остались практически неизменными с 1980-х годов.

Системы переключения остались практически неизменными с 1980-х годов.

Появление системы заднего переключателя изменило велосипедный спорт, позволив велосипедистам переключать цепь между звездочками, обеспечивая все более широкий диапазон передач. По мере совершенствования системы почти все дороги стали доступными.

Первые зачатки рудиментарных систем переключателей появились в 19 веке, когда велотуристы придумали системы, позволяющие переключать передачи на заднем колесе, поднимая цепь со звездочки на звездочку с помощью длинного стержня.

Настоящий прогресс наступил с появлением в начале 20 века параллелограммного переключателя с тросовым переключением, а к 1937 году исчезли времена, когда гонщикам Tour de France приходилось переворачивать заднее колесо, чтобы переключить передачу в горах.

Внедрение индексированных передач компанией Shimano в 1980-х годах, что позволило быстрее переключать передачи, и электронных групп в 2000-х годах стало основным прогрессом в том, что по сути остается той же системой на самом базовом уровне.

Дисковые гидравлические тормоза
На велосипеде с дисковым тормозом ротор, который представляет собой отдельный компонент, прикрепленный к ступице, обеспечивает тормозную поверхность.

На велосипеде с дисковым тормозом ротор, который представляет собой отдельный компонент, прикрепленный к ступице, обеспечивает тормозную поверхность.

За последние годы лишь немногие разработки в области шоссейных велосипедов вызвали такой ажиотаж, как гидравлические дисковые тормоза. Горные велосипедисты быстро перешли на дисковые тормоза, чтобы увеличить тормозное усилие, но многие шоссейники не хотели отказываться от своих любимых ободных тормозов, придерживаясь подхода “если не сломалось, не чини”.

Colnago стала первым брендом, установившим дисковые тормоза на дорожный велосипед в 2012 году, сотрудничая с Formula для создания Colnago C59 Disc. В следующем году SRAM представила свою дисковую группу HRD, а Shimano выпустила дисковые тормоза для своей группы Ultegra. В то время дисковые тормоза не допускались к участию в шоссейных гонках, поэтому не было смысла в выпуске набора Dura-Ace, предназначенного для дисков.

Прошло еще несколько лет, и многие велосипедисты, не участвующие в соревнованиях, оценили улучшенные тормозные характеристики гидравлических дисковых тормозов, а также другие возможности, открываемые дисками, такие как увеличение клиренса шин и удаление тормозных колодок от карбоновых ободов.

Сейчас большинство велосипедных брендов перешли к разработке дорожных велосипедов с гидравлическими дисковыми тормозами, а некоторые вообще прекратили производство велосипедов с ободными тормозами. Несмотря на то, что некоторые пуристы все еще придерживаются ободных тормозов, тенденция, несомненно, изменилась.

Измерители мощности
Компания SRM получила первый патент на измеритель мощности с кривошипным механизмом в 1987 году.

Компания SRM получила первый патент на измеритель мощности с кривошипным механизмом в 1987 году.

В 1987 году Ульрих Шоберер, основатель компании SRM, получил патент на первый кривошипный измеритель мощности на велосипеде. К началу 1990-х годов эта технология начала пробивать себе дорогу в ряды профессионалов, среди первых последователей были Грег ЛеМонд и сборная Германии.

Преимущества для велосипедистов были теми же, что и сейчас: возможность получить быструю и надежную информацию о том, как вы ведете себя на велосипеде.

Мощность является наиболее точным показателем для измерения производительности, поскольку она говорит вам о нагрузке, которую вы выполняете, независимо от внешних факторов, таких как встречный ветер и уклон, и позволяет надежно отслеживать ваш прогресс с течением времени.

По мере развития измерителей мощности, они теперь могут измерять мощность с разных частей велосипеда, включая педали, но наиболее распространенное расположение измерителя мощности – как и в самом раннем патенте SRM – на шатунах.

Как и многие другие велосипедные технологии, с годами измерители мощности стали более доступными. А с появлением приложений для тренировок измерители мощности получили более широкое распространение среди велосипедистов, желающих использовать данные для улучшения своей физической формы.

Рекомедуемые товары
Запчасти для велосипедаЗапчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, грипс, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя.

Закладка Постоянная ссылка.