Руководство по стандартам осей шоссейных велосипедов: быстросъемная, сквозная ось, усиленная и многое другое

Руководство по стандартам осей шоссейных велосипедов: быстросъемная, сквозная ось, усиленная и многое другое

Крепко прикрепленные колеса к велосипеду – это больше, чем кажется на первый взгляд.

Еще в 1920-х годах Туллио Кампаньоло изобрел быстросъемную ось для велосипедов. Они быстро заменили винтовые болты на осях и стали стандартным методом, используемым для удержания велосипедных колес на месте для большинства шоссейных велосипедов (хотя вы все еще находите болтовые оси на фиксированных и односкоростных велосипедах) и лег в основу бренда Campagnolo.

Быстроразъемные механизмы все еще используются на многих велосипедах сегодня, но их быстро заменяют сквозные оси. Здесь мы объясним, почему, и дадим объяснение многих сложностей осей шоссейных велосипедов.

Быстросъемные колеса

Быстросъемное колесо имеет полую ось диаметром 9 мм спереди и 10 мм сзади, через которую проходит шпажка диаметром 5 мм.

До недавнего времени все шоссейные велосипеды использовали ободные тормоза, и все они имели передние оси шириной 100 мм и задние оси шириной 130 мм.

С появлением дисковых тормозов на шоссейных велосипедах возникла необходимость увеличить ширину задней оси для размещения тормозного ротора, поэтому ширина задней оси увеличилась до 135 мм, а передняя ось осталась на уровне 100 мм.

Быстроразъемные мосты были нормой для шоссейных велосипедов почти столетие после их изобретения Туллио Кампаньоло.

Быстроразъемные мосты были нормой для шоссейных велосипедов почти столетие после их изобретения Туллио Кампаньоло.

На одном конце вертела есть регулировочная гайка с резьбой, а на другом конце – головка с рычагом, приводящим в действие кулачок. Закрытие рычага толкает кулачок к гайке с накаткой, которая затягивается против дропаута велосипеда, фиксируя колесо на месте.

Регулировочная гайка с резьбой позволяет отрегулировать эффективную длину шпажки так, чтобы соединение между колесом и рамой велосипеда было надежным.

На обоих концах шампура есть коническая пружина, которая помогает расположить его по центру оси и обеспечивает равномерное освобождение обоих концов.

Кулачковый механизм в быстросъемном рычаге может быть размещен внутри головки рычага, как в оригинальной конструкции Campagnolo, или снаружи корпуса. Последний дешевле производить, но он более подвержен загрязнению. Вы также не можете приложить больше усилий, чтобы зафиксировать колесо на месте.

Колеса с ободными тормозами с высокими техническими характеристиками обычно поставляются с качественным быстроразъемным механизмом.

Колеса с ободными тормозами с высокими техническими характеристиками обычно поставляются с качественным быстроразъемным механизмом.

В механизме дешевых быстроразъемных соединений могут быть пластиковые детали, которые более сжимаются, чем металлические, что опять же снижает силу зажима. Они также часто тяжелее и могут быть сделаны из более дешевой стали, поэтому более подвержены ржавчине.

Вы также можете найти причудливые быстросъемные шпажки из титана, предназначенные для экономии нескольких граммов.

Быстроразъемные шампуры быстро становятся доступными только для более дешевых велосипедов, хотя, если вы купите модный велосипед с ободными тормозами, они все равно будут использоваться. Вы также можете найти качественные быстросъемные колеса, которые обычно имеют хорошо продуманную шпажку как часть пакета.

Прочитайте так же:  Объяснение работы велосипедной трансмиссии

Но быстроразъемные оси может быть трудно точно установить в дропаутах. Это особенно актуально для дисковых тормозов, когда ротор необходимо точно отцентрировать в суппорте тормоза, чтобы обеспечить равномерный износ и предотвратить его трение.

Шампуры с внешними кулачками можно сделать легче, но они более подвержены загрязнению.

Шампуры с внешними кулачками можно сделать легче, но они более подвержены загрязнению.

Плохо отрегулированный быстросъемный шампур может позволить колесу двигаться в дропаутах велосипеда под давлением. Опять же, это может вызвать смещение; в худшем случае колесо может полностью выскользнуть из дропаута.

Вот почему на велосипедах обычно есть «губы юриста» на лезвиях вилки, которые помогают удерживать колесо на месте, даже если быстросъемный механизм не отрегулирован должным образом, хотя это действительно замедляет замену колеса, поскольку необходимо ослабить регулировочную гайку на вертеле перед снятием колеса.

Сквозные оси

Это система, которая уже широко используется на горных велосипедах, где риск и результат соскальзывания колеса потенциально даже более опасны, чем на шоссейном велосипеде.

В системе со сквозной осью дропауты имеют закрытые круглые отверстия, а не открытый конец. Это означает, что нет риска выпадения колеса во время езды. Сквозная ось проходит через дропаут на одной стороне колеса и ввинчивается в резьбу в дропауте с другой стороны.

Помимо большей безопасности, вы можете приложить большее усилие зажима к сквозной оси для более жесткого сопряжения между колесом и рамой.

Одним из результатов этой более жесткой связи является то, что производители велосипедов смогли сделать рамы легче, что помогло снизить вес велосипедов с дисковыми тормозами до уровня, сопоставимого с велосипедами с ободными тормозами.

Сквозная ось обеспечивает более точное выравнивание оси в раме.

Сквозная ось обеспечивает более точное выравнивание оси в раме.

Плюс ко всему, позиционирование колес в раме намного точнее. Это означает, что сквозные оси хорошо подходят для дисковых тормозов и являются основной причиной, по которой вы найдете их на большинстве шоссейных велосипедов с дисковыми тормозами.

Спереди, сквозные оси для шоссейных велосипедов теперь в значительной степени стандартизированы и составляют 100 мм в длину и 12 мм в ширину (хотя некоторые ранние шоссейные велосипеды со сквозной осью имели сквозные оси диаметром 15 мм). Задние сквозные оси обычно имеют длину 142 мм и диаметр 12 мм, но раньше можно было найти некоторые велосипеды со сквозными осями 135 мм.

Рычаг позволяет затянуть сквозную ось в дропауте рамы.

Рычаг позволяет затянуть сквозную ось в дропауте рамы.

Сквозные оси часто имеют встроенный рычаг, который позволяет снимать без инструментов, если вам нужно починить или поменять колесо. В некоторых случаях рычаг может быть съемным, поэтому вам понадобится только один для пары колес – DT Swiss использует эту систему.

Прочитайте так же:  Обзор педали Time Cyclo 10: хит в теории, промах в реальности

Некоторые рычаги имеют механизм быстрого отсоединения, который закрывается для окончательного затягивания рамы, но быстро ослабляет давление для облегчения отвинчивания.

В других случаях вам нужно использовать шестигранный ключ или универсальный инструмент для снятия колеса, потому что на оси нет рычага. Это приводит к более чистому виду и меньшему сопротивлению ветру, но означает, что вам нужно брать с собой инструмент в поездку.

Road Boost

Но, как и с горными велосипедами, есть несколько вариантов. Усиленные колеса и оси теперь можно найти на многих горных велосипедах, и этот стандарт также можно найти на некоторых гравийных и электровелосипедах.

Передняя ось Boost имеет длину 110 мм и ширину 12 мм, а задняя ось – 148 мм на 12 мм. Увеличенная длина означает, что угол крепления спиц от фланцев ступицы к ободу шире, поэтому колесо становится более жестким. Но колеса Boost несовместимы со стандартными рамами, поэтому есть ограниченные возможности, если вы хотите заменить колеса на шоссейном велосипеде Boost.

Гравийный велосипед Focus Atlas оснащен передней и задней осями Boost.

Гравийный велосипед Focus Atlas оснащен передней и задней осями Boost.

Вы найдете Boost на некоторых шоссейных электровелосипедах, таких как Focus Paralane 2 и Specialized Turbo Creo SL. Boost помогает справиться с дополнительной мощностью от двигателя и также приводит к лучшему выравниванию цепи от двигателей, установленных посередине, которые обычно шире, чем нижний кронштейн без привода.

Усиленные сквозные оси можно найти и на других велосипедах Focus, например, на гравийном велосипеде Focus Atlas .

Осложнения со сквозной осью

Хотя почти стандартизация передних сквозных осей 12 x 100 мм и задних 12 x 142 мм на шоссейных велосипедах звучит великолепно, это не все гладко, и существует множество проблем совместимости с сквозными осями для шоссейных велосипедов.

В основном это связано с резьбой, используемой для ввинчивания оси в раму, где разные бренды используют разные шаги.

Шаг резьбы сквозной оси может составлять 1,0 мм, 1,5 мм или 1,75 мм. Более грубая резьба означает, что для снятия оси требуется меньше оборотов, поэтому замена колеса происходит быстрее. Кроме того, сквозные оси Mavic Speed ​​Release (см. ниже) имеют двойную резьбу с двумя чередующимися резьбами, что также способствует более быстрой установке и снятию.

Не все сквозные оси созданы равными - если вам повезет, спецификации будут отпечатаны на ваших.

Не все сквозные оси созданы равными – если вам повезет, спецификации будут отпечатаны на ваших.

Это становится еще более сложным, потому что 100 мм/142 мм относится к ширине между внутренними гранями дропаутов, но резьбовая часть сквозной оси делает его длиннее, чем это, и она должна быть правильной длины, чтобы пройти через дропауты и продеться в них. Опять же, существуют разные спецификации в зависимости от велосипеда и марки сквозной оси.

Прочитайте так же:  Почему настройщики велосипедов любят педали Wahoo Speedplay

Еще одна особенность, которая различается между аналогичными сквозными осями, заключается в том, имеет ли ближний конец оси коническую, конусовидную или плоскую поверхность.

Сквозные оси обычно идут в комплекте с велосипедом.

Сквозные оси обычно идут в комплекте с велосипедом.

Хорошо то, что, в отличие от быстроразъемных соединений, которые считаются частью колеса и обычно поставляются со сменными колесами, сквозная ось является частью рамы велосипеда. Если вы его не потеряете и не сломаете, новый вам вряд ли понадобится.

Если вам действительно нужна замена, на многих сквозных осях выбиты расстояние между осями, шаг резьбы и общая длина, что упрощает поиск нужной оси.

Более быстрые сквозные оси

Гонщики не любят медленную замену колес – это была одна из многих жалоб профессионалов, когда на шоссейных велосипедах начали появляться дисковые тормоза и сквозные оси. Таким образом, было несколько попыток ускорить снятие сквозной оси с помощью запатентованных систем.

Одной из первых была быстросъемная проходная ось Focus от RAT (сокращение от Rapid Axle Technology). Вместо резьбы сквозные оси RAT имеют Т-образную головку, которая вставляется в дропаут. Она повернута на 90 градусов, чтобы зафиксировать ее на месте, а затем затянута с помощью быстросъемного рычага.

Focus заявляет, что его сквозные оси RAT работают быстрее, чем быстросъемные.

Focus заявляет, что его сквозные оси RAT работают быстрее, чем быстросъемные.

Это делает его действительно быстрым для снятия, и Focus утверждает, что это быстрее, чем быстрое освобождение из-за отсутствия губ юристов. Помимо велосипедов Focus, вы найдете сквозные оси RAT на некоторых шоссейных велосипедах Merida и Cervélo.

Другой вариант – Mavic’s Speed ​​Release. Сквозная ось проникает в дропаут на дальней стороне, как обычная сквозная ось, но ближняя сторона находится в открытом дропауте, а не в закрытом.

Таким образом, как только он откручивается, сквозная ось и колесо выходят из велосипеда как одно целое, и нет необходимости снимать сквозную ось с колеса.

Система Speed ​​Release Mavic позволяет быстро снимать колесо, но для этого требуется специальная рама.

Система Speed ​​Release Mavic позволяет быстро снимать колесо, но для этого требуется специальная рама.

Есть встроенный рычаг с храповым механизмом, поэтому вы не можете перетянуть ось. Mavic говорит, что это означает, что он может сделать свою ось легче, чем другие варианты, на 40 г.

С другой стороны, рама велосипеда должна быть рассчитана на использование Speed ​​Release. Вы можете найти эту систему на Cannondale SuperSix EVO и SystemSix , Orbea Orca, Wilier Zero SLR и Filante SLR, а также на дисковой вилке Speed ​​Release Road Disc от ENVE .

Еще одна система – это сквозная ось Naild, которую можно найти на некоторых велосипедах Argon 18 , которая имеет аналогичное действие от поворота до отпускания, что и конструкция RAT от Focus.

Рекомедуемые товары
Запчасти для велосипедаЗапчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, грипс, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя.

Закладка Постоянная ссылка.