Дисковые тормоза для шоссейных велосипедов: все, что вам нужно знать

Дисковые тормоза для шоссейных велосипедов: все, что вам нужно знать

Что такое дисковые тормоза, как они работают и что такое дисковые тормоза против ободных тормозов.

Прошло всего несколько лет с тех пор, как дисковые тормоза стали проклятием для многих гонщиков. Профессиональные гонщики особенно громогласно выражали свое неодобрение – или, в худшем случае, ненависть – к новой тормозной технологии.

Теперь в 2021 году все, кроме одной из 19 команд (Ineos Grenadiers), скорее всего, будут ездить на велосипедах WorldTour с дисками.

Отчасти это связано с тем, что производители велосипедов переключили свою продукцию почти исключительно на дисковые тормоза. Но даже такие команды, как UAE Team Emirates, у которых есть такая возможность и которые ездили на велосипедах с ободным тормозом в прошлом году, в этом году перешли на дисковые тормоза.

Этот отказ от ободных тормозов не ограничивается моделями премиум-класса и распространяется и на бюджетные шоссейные велосипеды. У них могут быть дисковые тормоза с тросом, а не гидравлические системы, но вы найдете множество недорогих дорожных велосипедов, оснащенных роторами.

Specialized - один из многих брендов, которые перевели почти все свои шоссейные велосипеды на дисковые тормоза.

Specialized – один из многих брендов, которые перевели почти все свои шоссейные велосипеды на дисковые тормоза.

Так что же такое дорожные дисковые тормоза и к чему такая суета? Действительно ли они чем-то отличаются от других последних достижений в области велосипедных технологий? И какая тормозная система окажется лучше при сравнении дисковых и ободных тормозов?

Что такое дисковые тормоза шоссейных велосипедов?

Наиболее фундаментальное различие между традиционными ободными тормозами и дисковыми тормозами заключается в приложении тормозных сил.

На велосипеде с дисковым тормозом ротор, который представляет собой отдельный компонент, прикрепленный к ступице, обеспечивает тормозную поверхность.

На велосипеде с дисковым тормозом ротор, который представляет собой отдельный компонент, прикрепленный к ступице, обеспечивает тормозную поверхность.

Как следует из названия – и так же, как это делалось десятилетиями, – ободные тормоза прижимаются непосредственно к краям самого обода колеса. Таким образом, обод служит в качестве основного структурного компонента колеса, монтажная основа для шины и тормозная поверхность все в одном.

В ободной тормозной системе внешний край самого обода, который обычно обрабатывается плоско и параллельно другой стороне обода, действует как тормозная поверхность.

В ободной тормозной системе внешний край самого обода, который обычно обрабатывается плоско и параллельно другой стороне обода, действует как тормозная поверхность.

В отличие от них, дисковые тормоза переносят все функции торможения на отдельный ротор, который намного меньше в диаметре и устанавливается непосредственно на ступицу – так же, как в обычные автомобили или мотоциклы, и почти все другие колесные транспортные средства.

Тормозной суппорт по-прежнему крепится к раме и вилке, но расположен гораздо ближе к каждой оси колеса.

Ободные и дисковые тормоза приводятся в действие двумя очень разными способами. В дисковых тормозах среднего и высокого класса используется гидравлическая жидкость, как показано здесь.

Ободные и дисковые тормоза приводятся в действие двумя очень разными способами. В дисковых тормозах среднего и высокого класса используется гидравлическая жидкость, как показано здесь.

Еще одно ключевое отличие заключается в том, как обычно работают тормоза каждого типа. За некоторыми редкими исключениями, ободные тормоза приводятся в действие тросом, то есть рычаги соединяются с суппортом с помощью стальных тросов в оплетке (тросов Боудена, если использовать технический термин), которые скользят через какой-то корпус.

Вы тянете за рычаг, который затем натягивает трос, который затем заставляет суппорт зажать обод.

Дисковые тормоза чаще всего являются полностью гидравлическими, когда трос и корпус заменяются несжимаемой жидкостью и шлангом в полностью герметичной системе.

Когда вы нажимаете на рычаг гидравлического тормоза, он толкает плунжер в «главный цилиндр», который затем проталкивает эту жидкость через шланг к суппорту на другом конце. Это гидравлическое давление выталкивает поршни суппорта и зажимает колодки на роторе.

Дисковые тормоза с тросовым приводом - более дешевая альтернатива гидравлике.

Дисковые тормоза с тросовым приводом – более дешевая альтернатива гидравлике.

Подобно ободному тормозу, дисковый тормоз с тросовым приводом имеет трос, идущий к тормозному механизму, но в этом случае трос стягивает одну или две колодки в суппорте вместе, чтобы прижаться к ротору.

Прочитайте так же:  Обзор тормозов TRP DH-R EVO

Дисковые тормоза с тросовым приводом дешевле и немного менее эффективны, чем гидравлические дисковые тормоза из-за трения и растяжения тросов, и обычно используются на недорогих велосипедах.

Кто делает дорожные дисковые тормоза?

SRAM был первым кто вышел на рынок с велосипедом с дисковоми тормозами.

За этим последовали Shimano в 2013 году и, наконец, в 2016 году Campagnolo, так что теперь вы можете найти варианты от всех основных производителей дорожных групсетов.

Первоначально возможности дисковых тормозов были ограничены, но теперь все три бренда включили гидравлические дисковые тормоза в качестве альтернативы ободным тормозам во многие из своих групп. Они также входят в состав групповых комплектов, предназначенных для гравийных велосипедов, включая Shimano GRX и Campagnolo Ekar, и трансмиссии с одной звездой.

Это означает, что вы можете найти дисковые тормоза в широком диапазоне ценовых категорий, включая топовые групсеты Dura-Ace, Red и Super Record для Shimano, SRAM и Campagnolo соответственно.

Эта технология теперь доступна вплоть до более дешевых вариантов: Apex 1 для SRAM, Tiagra для Shimano и Chorus для Campagnolo. Shimano также предлагает вариант механического дискового тормоза для Sora.

Наряду с гидравлическими дисковыми тормозами из большой тройки, вы часто можете найти механические дисковые тормоза на недорогих байках: TRP (которые также производят механический / гидравлический гибридный суппорт Hy / Rd), Hayes и бренд Avid от SRAM.

Дисковые тормоза против ободных: почему дисковые тормоза лучше ободных

Дисковые тормоза обладают несколькими ключевыми преимуществами перед ободными.

Мощность дискового тормоза можно настроить, изменив размер ротора.

Мощность дискового тормоза можно настроить, изменив размер ротора.

Во-первых, они генерируют гораздо большую тормозную эффективность, а это означает, что на рычаг требуется меньшее усилие для создания такого же замедления, как и на ободном тормозе.

Это может быть большим подспорьем на длинных и крутых спусках, где в конечном итоге может возникнуть усталость рук для тяжелых гонщиков, которые изо всех сил пытались найти достаточно мощности от традиционных тормозов (та же проблема относится к более тяжелым велосипедам, таким как туристические велосипеды и тандемы.

Дополнительным бонусом является то, что мощность торможения можно увеличить (или уменьшить, в зависимости от ваших предпочтений), изменив размер ротора. Ротор большего размера увеличит механическое усилие и рассеивание тепла, в то время как меньший ротор сэкономит вес для гонщиков, которым просто не нужна дополнительная тормозная сила.

Конечно, тормозная способность любого колесного транспортного средства по своей природе ограничена тягой. И, как многие из вас знают (возможно, из-за болезненного опыта), что довольно легко заблокировать колесо на велосипеде с помощью ободных тормозов, что дает нам преимущество номер два: контроль.

Дисковые тормоза обеспечивают лучшую модуляцию, чем ободные, а это означает, что водителю легче точно измерить, какое усилие зажима создается. Пиковое тормозное усилие происходит непосредственно перед точкой блокировки, и велосипеды с дисками лучше оснащены для того, чтобы флиртовать с этим краем без перекрещивания.

Мощность дискового тормоза также имеет тенденцию быть более линейной и предсказуемой, чем на ободных тормозах, и она намного более стабильна в различных погодных условиях, особенно по сравнению с использованием ободных тормозов на карбоновых ободах – комбинация, которая дает заведомо плохую производительность на мокрой дороге, но также склонна к перегреву на сухой дороге.

Гидравлические тормозные шланги можно проложить через крутые изгибы внутри без снижения эффективности тормозов.

Гидравлические тормозные шланги можно проложить через крутые изгибы внутри без снижения эффективности тормозов.

Еще одно преимущество гидравлических дисковых тормозов, используемых производителями велосипедов, заключается в том, что вы получите одинаковую эффективность торможения независимо от того, насколько сильно поворачивается тормозной рычаг.

Это позволило производителям велосипедов разработать сложные внутренние маршруты и улучшить интеграцию передней части со скрытыми кабелями и шлангами от тормозных рычагов до точки действия и связанными с ними улучшениями аэродинамики.

Обода колес с дисковыми тормозами также могут быть легче, чем колеса с ободными тормозами. В конструкции ободного тормоза необходимость выдерживать сжимающую силу тормозных колодок, расширяющую силу шины и тепло, выделяемое при торможении, требуют большей прочности и рассеивания тепла, чем обод дискового тормоза, где требуется держать только давление в шине. При проектировании дисковых тормозов легче оптимизировать аэродинамику обода.

Прочитайте так же:  Лучшая бюджетная колесная пара для МТБ: бюджетные колеса, которые повышают производительность горного велосипеда на трассе

Точно так же рамы дисковых тормозов могут быть изготовлены иначе, чем рамы ободных тормозов. Хотя левую ножку вилки и левое нижнее перо необходимо усилить, на другие части рамы действует меньшее усилие, которые можно утончить.

Производители велосипедов также научились делать велосипеды с дисковыми тормозами такими же аэродинамическими или даже лучше, чем велосипеды с ободными тормозами.

Дисковые тормоза против ободных: почему ободные тормоза лучше дисковых

Самым большим преимуществом ободных тормозов является вес. Хотя сами компоненты дискового и ободного тормоза не сильно различаются по весу, после добавления ротора вес системы дискового тормоза обычно на несколько сотен граммов больше.

Если вы хотите максимально легкий байк, ободные тормоза по-прежнему впереди.

Если вы хотите максимально легкий байк, ободные тормоза по-прежнему впереди.

Однако, как мы уже говорили в предыдущем разделе, колеса и рамы для велосипедов последнего поколения могут это компенсировать.

В простоте ободного тормоза много привлекательности.

В простоте ободного тормоза много привлекательности.

Однако у простоты ободных тормозов с тросовым приводом есть много плюсов. Запчасти, как правило, дешевые и широко доступны, существует очень высокая степень совместимости между несколькими брендами и винтажами.

При необходимости ободные тормозные системы легко ремонтировать – даже на обочине дороги или в глуши с ограниченным количеством запасных частей. Ободные тормоза также легко отрегулировать, в отличие от некоторых систем дисковых тормозов, где трение и визг дискового тормоза могут быть постоянными проблемами.

Вдобавок к этому стоит отметить, что новейшие ободные тормозные системы лучше, чем когда-либо, особенно на групсетах среднего и высокого класса, и обеспечивают достаточную тормозную мощность при нажатии.

Был эстетический аргумент, что велосипеды с ободным тормозом в некотором роде красивее, чем с дисковым тормозом, что было широко распространено, когда начали появляться шоссейные велосипеды с дисковыми тормозами.

Мы бы сказали, что этот аргумент сейчас менее актуален. Чистые линии, которые позволяют дисковые тормоза и внутренняя прокладка, особенно вокруг передней части велосипеда, более чем компенсируют наличие ротора.

Как дисковые тормоза меняют шоссейные велосипеды

Отбросьте в сторону различные теории заговора, объясняющие, почему велосипедная индустрия так популярна в области дисковых тормозов. Конечно, компании хотели бы продавать больше велосипедов и снаряжения, чем сейчас, – это само собой разумеется.

Однако история неоднократно показывала, что серьезные изменения в технологии велосипедов изменили только типы велосипедов и снаряжения, которые люди покупают, а не общую сумму.

Дело в том, что велосипедная индустрия рассматривает продвижение дисков для шоссейных велосипедов как способ значимого продвижения велосипедных технологий одним большим шагом. Велосипеды, оснащенные дисковыми тормозами работают лучше, более безопасны и имеют большую эффектиность томожения.

Дисковые тормоза позволяют конструкторам велосипедов легко увеличивать зазоры без значительного изменения геометрии рамы.

Дисковые тормоза позволяют конструкторам велосипедов легко увеличивать зазоры без значительного изменения геометрии рамы.

На шоссейные велосипеды с дисками легче установить шины большего объема и более широкие диски для улучшения тяги и производительности на более разнообразной местности.

Это дало шоссейным гонщикам шанс установить гораздо более широкие шины, 28 мм и более теперь являются нормой для многих шоссейных велосипедов вместо 23-миллиметровых шин, которые можно было увидеть всего несколько лет назад. Это изменение может сделать езду более комфортной и цепкой без существенного ухудшения скорости или аэродинамики.

Поскольку перья больше не нуждаются в усилении для установки ободного тормоза, их также можно сделать более гибкими, что также повысит комфорт.

Дисковые тормоза стали причиной взрыва выпуска гравийных велосипедов.

Дисковые тормоза стали причиной взрыва выпуска гравийных велосипедов.

Эти изменения также способствуют развитию гравийных велосипедов и более мощных байков для езды на выносливость.

Переход к дисковым тормозам произошел одновременно с переходом на сквозные оси. Хотя установка и снятие колеса на велосипеде с дисковым тормозом с помощью быстросъемных шпажек по-прежнему происходит быстрее, все еще существует слишком много различий в том, как колеса подходят к раме и вилке.

Это может привести к возникновению различных проблем, от раздражающих (трение колодок о роторы) до ужасающих (неожиданный отрыв колес при резком торможении).

Сквозные оси обеспечивают большую безопасность и более равномерное размещение колес, чем традиционные быстросъемные.

Сквозные оси обеспечивают большую безопасность и более равномерное размещение колес, чем традиционные быстросъемные.

Вместо этого в сквозных осях используются закрытые дропауты, которые более равномерно помещают колесо в одно и то же место относительно тормозного суппорта и в целом более безопасны в использовании с меньшей вероятностью ошибки пользователя.

Прочитайте так же:  Групсеты Shimano и SRAM горных велосипедов: все, что вам нужно знать

Они также обеспечивают более жесткое соединение между колесом и рамой, чем быстросъемные ступицы, так что рама может быть легче без потери жесткости.

Совместимость и стандарты дорожных дисковых тормозов

Переход на дисковые тормоза означает, что производители велосипедов разработали рамы, которые в целом несовместимы с ободными тормозами; вы не можете установить дисковые тормоза на ободную тормозную раму, и вы не можете поменять диски обратно на ободные тормоза, за исключением нескольких случаев, таких как Wilier Cento10 NDR, который был разработан, чтобы позволить вам установить любой тип тормоз.

Рама Wilier Cento10 NDR разработана для ободных тормозов и для дисковых тормозов, но это небольшое исключение.

Рама Wilier Cento10 NDR разработана для ободных тормозов и для дисковых тормозов, но это небольшое исключение.

Для дисковых тормозов требуются не только специальные приспособления на раме и вилке для суппорта, но, в идеале, локализованное усиление, позволяющее справиться с дополнительными прилагаемыми напряжениями.

Между тем, для колес требуются ступицы с шестью болтами или шлицами Centerlock для крепления ротора. Ни то, ни другое нельзя просто добавить постфактум.

Между марками дисковых тормозов практически не допускается смешивание и согласование, по крайней мере, в том, что касается гидравлических опций. Существует немалая гибкость для комбинирования различных марок и моделей ободных тормозов, особенно если учесть меньшие бренды послепродажного обслуживания, тогда как дисковые тормоза гораздо более ограничены в этом.

Суппорты дискового гидравлического тормоза SRAM могут быть соединены, например, только с рычагами SRAM, и то же самое касается Shimano и Campagnolo.

Дисковые тормоза с тросовым приводом от TRP, Paul Components , SRAM / Avid, Hayes и других предлагают большую гибкость, но даже в этом случае для обеспечения оптимальной функциональности необходимо учитывать различные коэффициенты натяжения троса между различными марками, моделями и даже годами выпуска рычагов.

Влияние на долгосрочное обслуживание и ремонтопригодность

Гидравлические дисковые тормоза для горных велосипедов уже давно получили широкое распространение на рынке внедорожников, так что с точки зрения долгосрочного технического обслуживания и исправности у нас есть много истории, и это неоднозначно.

Планируете приобрести шоссейный велосипед с диском? Возможно, вам придется добавить что-то подобное в свой набор инструментов.

Планируете приобрести шоссейный велосипед с диском? Возможно, вам придется добавить что-то подобное в свой набор инструментов.

С одной стороны, гидравлические дисковые тормоза полностью изолированы от элементов и практически не требуют ежедневного обслуживания – большую часть времени (обслуживание дисковых тормозов с тросовым приводом больше соответствует обычным ободным тормозам). Также нет кабелей, которые могут протереться.

В качестве дополнительного бонуса они даже саморегулируются с учетом износа колодок, поэтому тяга рычага остается неизменной с течением времени. Помимо периодической прокачки системы свежей жидкостью – большинство компаний рекомендуют делать это примерно раз в год – больше ничего не надо делать.

Для удаления воздуха из гидравлических систем требуются специальные инструменты, полный домашний комплект стоит около 55 долларов США (плюс несколько дополнительных расходов на жидкость в год).

Колодки для дисковых тормозов также, как правило, немного дороже (около 80 долларов США против 60 долларов США за полный набор хороших колодок для ободных тормозов), но в реальных условиях различия довольно незначительны, если учесть долговечность в уравнении. Однако имейте в виду, что регулярная езда по мокрой и песчаной дороге может значительно исказить эти показатели.

Обслуживание ободных тормозов довольно просто по сравнению с дисковыми тормозами.

Обслуживание ободных тормозов довольно просто по сравнению с дисковыми тормозами.

Обычный трос и корпус ободного тормоза далеко не дешевы, особенно если вы предпочитаете использовать более качественный материал (как и следовало бы…), поэтому, хотя ободные тормоза и имеют здесь преимущество, различия не столь существенны, как может показаться.

Однако, если что-то действительно ломается, ободные тормоза имеют большое преимущество, так как гораздо проще диагностировать и устранять проблему.

Для большинства пользователей гидравлические дисковые тормоза будут сродни электронному оборудованию: хотя вы часто можете решить проблему самостоятельно, у большинства велосипедистов нет оборудования или знаний для этого.

Колодки для дисковых тормозов стоят не намного дороже хороших ободных тормозных колодок.

Колодки для дисковых тормозов стоят не намного дороже хороших ободных тормозных колодок.

В то время как замена обода, изношенного в результате длительного торможения, обходится очень дорого, для дисковых тормозов требуется только новый ротор. Кстати, роторы с меньшей вероятностью выйдут из строя, чем обод.

Дисковые тормоза полностью заменят ободные тормоза? Возможно нет. По крайней мере, ободные тормоза, вероятно, будут жить с небольшими брендами и нишевыми приложениями, но с основными брендами уже некоторое время наблюдается тенденция к использованию только дисков.

Рекомендуемые товары
Запчасти для велосипедаЗапчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, грипс, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя.

Закладка Постоянная ссылка.