Обзор гравийного групсета Shimano GRX RX600

Обзор гравийного групсета Shimano GRX RX600

Компоненты Shimano GRX предлагают отличные характеристики и полезные варианты передач для гравийной и приключенческой езды.

Компоненты Shimano GRX разработаны специально для гравия, приключений и езды по бездорожью, с передачей и функциями, которые отличаются от дорожных диапазонов бренда.

Shimano GRX

Имея опции для любого бюджета, GRX Mechanical предлагает надежную производительность и полезную совместимость с дорожными трансмиссиями Shimano.

GRX – это не совсем один отдельный групсет, а, скорее, это набор компонентов, который находится рядом с дорожными групсетами Shimano. Не существует эквивалентов GRX для каждого дорожного компонента на каждом уровне, поэтому велосипеды, оснащенные GRX, часто будут смешивать разные уровни компонентов.

Напоминаем, что система именования GRX работает так:

  • Серия RX400: 10-скоростной аналог Tiagra
  • Серия RX600: 11-скоростной аналог 105, с дополнительным 10-скоростным кривошипом для соответствия RX400
  • Серия RX800: 11-ступенчатый эквивалент Ultegra с механическими вариантами и вариантами Di2

В этом обзоре основное внимание будет уделено более или менее дешевой механической установке 2 × 11 скоростей с рычагами RX600, но я расскажу об альтернативах и о том, почему вы можете рассмотреть возможность увеличения или уменьшения диапазона.

Этот Genesis Croix de Fer 853 был моим основным испытательным стендом для GRX.

Этот Genesis Croix de Fer 853 был моим основным испытательным стендом для GRX.

Мой тестовый байк, Genesis Croix de Fer 853 был оснащен следующим:

  • Рычаги: рычаги ST-RX600
  • Задний переключатель: RD-RX810
  • Передний переключатель: FD-RX810
  • Шатуны: FC-RX600 46/30
  • Нижний кронштейн: SM-BBR60
  • Кассета: CS-HG700-11 11-34
  • Тормозные суппорты: BR-RX400

Я также провел много времени, катаясь на гравийных велосипедах, оснащенных групсетами GRX как с более высокими, так и с низкими характеристиками, включая такие, как Canyon Grail 6 и Grail CF SL 7.0, а также Enigma Escape.

Рычаги Shimano GRX, переключение и торможение
Рычаги GRX RX600 в целом аналогичны 105.

Рычаги GRX RX600 в целом аналогичны 105.

Наряду с шоссейным рычагом Shimano 105 общая форма и конструкция RX600 очень похожи, хотя есть небольшие различия, например, в точной форме лезвий рычага.

В то время как есть только один правый рычаг RX600, левый доступен в двух версиях: один для трансмиссии 2 × и вариант для 1 ×, в котором нет внутренних механизмов переключения.

В дополнение к стандартным рычагам GRX также предлагает возможность установки встроенных гидравлических рычагов в стиле велокросса.

По сравнению с глянцевыми шоссейными рычагами Shimano 105, RX600 имеет более приглушенную, цепкую отделку, которая немного напоминает мягкий пластик, который вы получаете в интерьерах современных автомобилей.

На отделке моих рычагов действительно появилось несколько небольших боевых шрамов при тестировании.

На отделке моих рычагов действительно появилось несколько небольших боевых шрамов при тестировании.

Похоже, это покрытие не крепкое, и мне удалось нанести ему некоторые повреждения во время тестирования, но ничего особенного.

Если вы потянете за рычаг и позволите ему отскочить до упора, RX600 будет тише и более демпфированным, чем 105, что может сделать его менее подверженным дребезжанию по действительно неровной поверхности. Впрочем, это не большая разница, да и рычаги 105 вообще не шумят.

Ощущение переключения передач в значительной степени определяется рычагами, и RX600 очень похожи на своих дорожных собратьев, с легким переключением передач на передачу, которое находится где-то между металлическим и пластиковым.

Действие легкое как для переднего, так и для заднего переключения, а правый рычаг предлагает одиночное переключение на более высокую передачу (на более жесткую передачу) и до трех на понижение (на более легкую передачу).

Как и всегда с Shimano, переднее переключение включает положения триммера, которые кажутся интуитивно понятными и естественными в использовании.

Если вы устанавливаете свои собственные рычаги, настройка и прокачка в значительной степени идентичны текущим дорожным группам Shimano. Если вы используете более старый групсет, вам понадобится небольшой адаптер в дополнение к стандартному сливному колпачку Shimano, который вы заполняете жидкостью на рычаге.

Shimano использует минеральное масло в качестве тормозной жидкости. Широко доступны комплекты для прокачки как OEM (производитель оригинального оборудования), так и послепродажные.

Подходящий набор для прокачки можно приобрести за скромную сумму.

Подходящий набор для прокачки можно приобрести за скромную сумму.

Я использовал комплект от Epic Bleed Solutions, когда собирал свой тестовый байк, и не имел никаких жалоб.

Рычаги RX600 против RX810 против RX400

Если вы собираетесь использовать 11-скоростную модель, вы можете задаться вопросом, стоит ли выбирать более дорогие 11-скоростные рычаги RX810, эквивалентные Ultegra.

Прочитайте так же:  Почему настройщики велосипедов любят педали Wahoo Speedplay

Они легче на заявленный запас всего в 43 г, поэтому вес, вероятно, не является достаточным оправданием.

Регулировка осуществляется с помощью небольшого винта перед шарниром рычага.

Регулировка осуществляется с помощью небольшого винта перед шарниром рычага.

Однако следует учитывать три основных отличия.

В то время как все рычаги GRX (включая 10-скоростной RX400) имеют встроенную регулировку вылета, только рычаги верхнего уровня серии RX800 (механические и Di2) имеют регулировку свободного хода. На практике диапазон регулировки свободного хода довольно невелик, и я не потерял этого с более дешевыми рычагами.

Кроме того, только верхний уровень получает торможение Servo Wave – концепцию, заимствованную у тормозов Shimano для горных велосипедов, которая делает нелинейную связь между перемещением рычага и колодки. Вначале колодки движутся быстрее, чтобы войти в контакт с ротором, а затем скорость меняется на повышенную мощность и контроль.

Я бы поместил Servo Wave в категорию «приятно иметь, но никоим образом не обязательно». После того, как вы испытали оба варианта, разница не будет заметна, когда вы привыкнете к торможению, и те рычаги, которым не хватает этой функции, по-прежнему предлагают отличную мощность и модуляцию.

Последняя особенность, которую предлагают только переключатели RX810, – это совместимость со стойкой-капельницей для байков, оснащенных 1 ×. Левый рычаг ST-RX810-LA не имеет возможности переключения, но может использоваться для управления капельницей, активируемой тросом.

Шатуны и каретка Shimano GRX
Шатуны GRX RX600 в некотором роде напоминают горный велосипед.

Шатуны GRX RX600 в некотором роде напоминают горный велосипед.

Шатуны RX600 имеют модную сейчас асимметричную четырехрычажную конструкцию и изготовлены из алюминиевого сплава.

Он основан на известном стандарте каретки Hollowtech II от Shimano, который доступен как с резьбой, так и с прессовой посадкой (BB86).

Нижние кронштейны используются совместно с дорожным полотном, а кривошип разделяется на две части, при этом ось крепится к приводной стороне.

Шатуны RX600 имеют покрытие, которое кажется очень устойчивым к износу.

Шатуны RX600 имеют покрытие, которое кажется очень устойчивым к износу.

Эстетически в GRX есть что-то немного напоминающее горный велосипед. В отличие от шоссейных кривошипов с закрытой осью, в GRX используется открытая конструкция с отверстием на приводной стороне.

Покрытие определенно лучше подходит для суровых условий езды по гравию, чем для дорожных групсетов. У меня есть тенденция отмечать шатуны своим стилем педалирования пятками, но – возможно, отчасти из-за своей формы – обработка шатунов RX600 оказалась устойчивой к тяжелой грязи.

Когда нижний кронштейн установлен в раме, установка или снятие кривошипа очень просто. Вам понадобится специальный инструмент для крышки предварительного натяга подшипника, который широко доступен по цене менее 5 долларов США.

Шатуны GRX имеют линию цепи на 2,5 мм шире, чем у шоссейных шатунов Shimano. (Линия цепи – это расстояние от центральной линии велосипеда до середины передней звезды на 1-кратной установке или до точки посередине между двумя передними звездами на 2-кратной системе шатунов.) Это увеличивает клиренс шины и встречается на некоторых гравийных велосипедах.

Shimano придерживается своего стандарта каретки Hollowtech II, удобного для райдеров и механиков.

Shimano придерживается своего стандарта каретки Hollowtech II, удобного для райдеров и механиков.

Это означает, что для 2-кратных настроек вам понадобится передний переключатель GRX – дорожный не будет работать должным образом.

Кривошип RX600 2×11 скоростей составляет только 46/30 – если вам нужен больший вариант 48/31, вам понадобится более дорогой кривошип RX810 2x.

Вариант 1 × RX600 получает переднюю звезду 40 т, а кривошип 1 × RX810 дает вам выбор кольца 40 т или 42 т.

Задний переключатель, кассета и цепь Shimano GRX
Нет переключателя передач GRX, эквивалентного 105, RX810 - уровня Ultegra.

Нет переключателя передач GRX, эквивалентного 105, RX810 – уровня Ultegra.

Переключатель GRX RX810 уровня Ultegra очень похож на Ultegra RX, который был до него, с лишь слегка измененными характеристиками.

Он использует ту же геометрию Shadow RD +, позаимствованную у горных велосипедов, которая прячет его под задним дропаутом, делая его менее уязвимым для боковых ударов.

Сцепление можно отключить, чтобы облегчить снятие колеса. В противном случае нет веских причин не оставлять его включенным.

Сцепление можно отключить, чтобы облегчить снятие колеса. В противном случае нет веских причин не оставлять его включенным.

Он оснащен переключаемым «стабилизатором цепи», то есть муфтой, которая препятствует движению клетки переключателя вперед, уменьшая тенденцию к отскоку цепи.

Я не чувствовал себя обязанным возиться с этим (и его отключение не оказывает заметного влияния на переключение), но вы действительно можете отрегулировать количество трения в сцеплении, если хотите, с помощью болта под внешней крышкой.

Установка заднего переключателя несложна в соответствии с рекомендациями Shimano, а ограничительные винты удобны для использования с различными инструментами, поскольку имеют шестигранные головки.

Совместимость с задним переключателем Shimano GRX

Shimano имеет обширные таблицы совместимости для своих компонентов, и они показывают, что с некоторыми ограничениями на параметры передачи 11-скоростные задние переключатели GRX будут работать с существующими 11-скоростными дорожными компонентами.

Переключатель RX810, показанный здесь, предназначен для установки 2 ×, имеет 40T и рассчитан на максимальную разницу в цепях 17 T и кассеты с максимальной величиной от 30 до 34 T.

Прочитайте так же:  Полное руководство по стандартам велосипедной каретки

Для трансмиссии 1 × вариант RX812 имеет общую грузоподъемность 31 T и предназначен для кассет с большой звездочкой 40 или 42 T.

С 10-ступенчатой ​​немного сложнее. Переключатели Tiagra 4700 совместимы с переключателями GRX RX400 (передними и задними), но, очевидно, переключатели 105 5700 и Ultegra 6700 – нет.

10-ступенчатый задний переключатель RX400 более занижен. Он весит больше и имеет более бюджетные характеристики, включая втулки, а не шариковые подшипники для опорных колес.

10-ступенчатый задний переключатель RX400 более занижен. Он весит больше и имеет более бюджетные характеристики, включая втулки, а не шариковые подшипники для опорных колес.

Интересно, что задние переключатели RX400 принимают кассету 11-36, что означает, что самая низкая из предлагаемых передач фактически ниже, чем при 11-скоростной.

Как всегда с этими вещами, это официальная линия, и в реальности может быть (а может и не быть) некоторая свобода маневра.

Кассеты и цепи Shimano GRX

Специальных кассет и цепей GRX как таковых нет, они просто позаимствованы у Shimano для шоссейных и горных велосипедов.

Это означает отсутствие ошибок совместимости, если вы остаетесь в пределах рекомендованных диапазонов зубьев и соответствуете количеству шестерен.

Более крупные 11-скоростные кассеты, такие как 11-34, которые у меня есть, подойдут к 10-скоростной свободной втулке (или 11-скоростной с дополнительной прокладкой), что является бонусом, если вы модернизируете старый байк.

Передний переключатель Shimano GRX
Передний переключатель GRX RX810 разработан для более широкой цепи, чем у дорожных версий.

Передний переключатель GRX RX810 разработан для более широкой цепи, чем у дорожных версий.

Как указано выше, у шатунов GRX линия цепи шире на 2,5 мм, чем у шоссейных, поэтому для трансмиссии 2x вам понадобится передний переключатель GRX, чтобы идти с ними.

Есть только один 11-ступенчатый механический передний переключатель GRX, и это FD-RX810 уровня Ultegra.

Передние переключатели GRX используют ту же компактную конструкцию, к которой мы привыкли, которая включает в себя встроенную регулировку натяжения троса, поэтому вам не нужно устанавливать встроенный регулятор ствола в другом месте. Как и задний переключатель, он оснащен ограничительными винтами с шестигранной головкой.

Стоит проконсультироваться с техническим руководством Shimano, потому что первоначальная настройка переднего переключателя не совсем интуитивно понятна.

Стоит проконсультироваться с техническим руководством Shimano, потому что первоначальная настройка переднего переключателя не совсем интуитивно понятна.

Прокладка кабелей и настройка для этого типа переднего переключателя не так интуитивно понятна, как в предыдущих, более простых конструкциях, поэтому стоит изучить руководство дилера и следовать инструкциям Shimano, чтобы избежать головной боли.

После настройки переключение передач превосходное, с удивительно низким усилием на рычаге и последовательным подбором цепи. Переднее переключение Shimano – лучшее из всех, и GRX в этом отношении не исключение.

Совместимость переднего переключателя Shimano GRX

Согласно Shimano, дорожные 11-скоростные переключатели совместимы с передними переключателями GRX, поэтому, если вы хотите установить кривошип GRX и передний переключатель на свой существующий велосипед, вам не понадобятся дополнительные детали, чтобы заставить его работать.

Как и выше, 10-скоростная совместимость более ограничена.

Тормоза Shimano GRX
Я тестировал более дешевые тормозные суппорты RX400.

Я тестировал более дешевые тормозные суппорты RX400.

Помимо брендов, тормоза GRX практически неотличимы от своих дорожных собратьев.

Все они имеют плоское крепление, поэтому, если вы выбираете старую раму с креплениями IS, вам понадобится либо горный велосипед, либо старые дорожные суппорты. На рынке есть несколько адаптеров сторонних производителей, которые позволяют преобразовывать суппорты с плоским креплением в пост-крепление, но ни один из них официально не поддерживается Shimano, и совместимость ограничена.

Как и в случае с переключателями, нет прямого эквивалента 105, поэтому выбор – суппорты уровня Ultegra RX810 или, как у меня здесь, RX400 уровня Tiagra.

Первые красивее и немного легче, но функционально между ними практически нет разницы. У RX810 есть керамические поршни, которые теоретически превосходят полимер RX400, но заметите ли вы разницу? Возможно нет. Оба стандартно поставляются с пластиковыми подушками и ребрами для охлаждения.

Вам потребуются крепежные болты суппорта правильного размера для заднего тормоза - они бывают разной длины.

Вам потребуются крепежные болты суппорта правильного размера для заднего тормоза – они бывают разной длины.

Роторы снова заимствованы из линейки шоссейных и горных велосипедов, доступны размеры 140 мм, 160 мм и 180 мм. (Ваш выбор будет продиктован набором фреймов.)

Фактический вес Shimano GRX

Фактический вес (за исключением случаев, указанных выше) для трансмиссии GRX, которую я тестировал, следующий:

Рычаги RX600: 305 г справа / 316 г слева (2 ×)
Задний переключатель RX810 : 252 г
RX810 передний переключатель: 96 г
RX600 46/30, 11-ступенчатая система: 808 г (170 мм)
Каретка с резьбой SM-BBR60: 76 г
Кассета HG700 11-34: 362 г (включая проставку для 11-скоростной втулки)
Цепь HG601: заявлено 257 г (114 звеньев)
Тормозные суппорты RX400 : 121 г спереди (только суппорт) / 166 г сзади (включая шланг)

Цены на Shimano GRX

Розничные цены на механическую трансмиссию GRX, которую я тестировал, следующие. Как и в случае с групсетами, следует отметить, что реальные цены часто отличаются.

Прочитайте так же:  Как выбрать идеальный руль для шоссейного велосипеда

Рычаги RX600 с суппортами RX400: 603,98 долларов США
Задний переключатель RX810: 111,99 долларов США
Передний переключатель RX810: 51,99 долларов США
RX600 46/30, 11-ступенчатая система: 129,99 долларов США
Каретка с резьбой SM-BBR60: 23,99 долларов США
Кассета HG700 11-34: 56,99 долларов США
Цепочка HG601: 30,99 долларов США

Вы можете ожидать увидеть велосипеды с аналогичными характеристиками по цене от 2000 долларов США, но в настоящее время цены на велосипеды постоянно меняются, так что это ориентировочная цена.

Впечатления от езды на гравийном групсете Shimano GRX RX600
Эргономика GRX вам хорошо знакома, если вы уже привыкли к Shimano.

Эргономика GRX вам хорошо знакома, если вы уже привыкли к Shimano.

Если вы привыкли к переключению передач и торможению Shimano, ничто в GRX не вызовет удивления.

И переключение передач, и торможение так хороши, как и следовало ожидать от Shimano, и я не могу винить эргономику – высокие капюшоны очень надежны в ваших руках, а форма рычага правильная.

Я расскажу немного о зубчатых передачах ниже, но скажу, что для неконкурентной езды, когда гравий смешивается с дорогой, комбинация кривошипа 46/30 и кассеты 11-34 работает блестяще, предлагая достаточно низкие передачи для серьезных уклонов.

Благодаря безупречному переключению передних и безопасности цепи я никогда не скучал по 1 ×, а с опциями, которые предлагает Shimano, 2 × – лучший вариант для универсального велосипеда.

Компоненты RX400 начального уровня превосходны сами по себе.

Компоненты RX400 начального уровня превосходны сами по себе.

После тестирования нескольких байков с компонентами GRX, один из моих ключевых выводов – это признание того, насколько хорош 10-скоростной RX400 начального уровня, установленный на Canyon Grail 6.

Хотя RX400 тяжелее и, возможно, немного менее доработан, на самом деле он очень мало уступает более дорогим 11-скоростным компонентам.

Раньше было так, что падение иерархии групповых наборов означало мириться с неутешительными тормозами, но благодаря дискам нет значимой разницы в производительности.

Зубчатая передача Shimano GRX

Shimano GRX предлагает несколько действительно привлекательных вариантов для езды по гравию и приключений, но варианты несколько запутаны, потому что варианты кривошипа и кассеты различаются в зависимости от того, где вы находитесь в диапазоне и какие варианты вы выбираете.

Ключевым моментом для гравийных и приключенческих мотоциклов является получение достаточно низких передач, так что давайте поговорим о дюймах шестерни.

Тестируемая здесь установка с 2 × 11 скоростями дает низкую передачу 30/34, что соответствует нижнему концу 24,1 дюйма с шиной 700 × 38 мм.

Придерживаясь этой шины в качестве базовой, 10-скоростной GRX RX400 фактически идет еще ниже, предлагая возможную низшую передачу 30/36 или 22,8 дюйма, по совпадению ту же самую низкую передачу, предлагаемую 12-ступенчатой ​​SRAM Force eTap AXS в конфигурации 2x.

Предложение Shimano 1 × немного менее впечатляет: самая низкая передача, предлагаемая в настоящее время, составляет 40/42, что дает вам 26 дюймов. Эта установка также дала бы вам только высшую передачу 99,3 дюйма, что значительно меньше верхнего конца 46/11 (114 дюймов) трансмиссии 2 ×.

Campagnolo Ekar с 13 передачами и огромным диапазоном кассет, возможно, является лучшим групсетом на арене 1 ×.

Campagnolo Ekar с 13 передачами и огромным диапазоном кассет, возможно, является лучшим групсетом на арене 1 ×.

На передней панели 1 × 13-ступенчатая группа Ekar от Campagnolo имеет преимущество. Он предлагает самую низкую возможную передачу 38/44 или 23,6 дюйма, не жертвуя при этом верхним пределом, благодаря кассетам, которые начинаются с девяти или 10 t. (38/9 дает 115,4 дюйма)

SRAM Force 1 также немного превосходит GRX, имея кассеты 10-42, которые дают низкую передачу 38/42 (24,7 дюйма) и высокую 38/10 (103,8 дюйма).

Как обсуждалось выше, ключевым преимуществом GRX является возможность смешивать и сочетать с существующими дорожными групсетами, особенно среди 11-скоростных компонентов.

Даже если вы не покупаете весь групсет, есть значительные возможности для обновления существующих настроек в поисках более низких передач или, например, для получения таких функций, как задний переключатель.

Заключение Shimano GRX

Механика Shimano GRX не является дерзкой, не меняющей правила игры и не особенно удивительной, она просто очень хороша в своем деле.

Если вы склонны к Shimano и хотите выбрать велосипед для приключений, гравия или других видов деятельности, связанных с гравием, он предлагает множество вариантов для разных бюджетов, все из которых хорошо работают в реальном мире и с которыми легко жить.

Предложение Shimano 1 × немного отстает от некоторых конкурентов, если вы держите вещи строго в семействе и не смешиваете компоненты вторичного рынка и не выходите за пределы спецификации.

Тем не менее, варианты 2x превосходны, а на 11-скоростном уровне возможность смешивать и сочетать с дорожными групсетами Shimano делает частичное обновление привлекательной возможностью.

Я без колебаний порекомендую GRX, а установка среднего уровня, на которой я сосредоточился здесь, идеально подходит для всех видов катания без особых затрат.

Точно так же я бы не стал отворачиваться от варианта RX400 с 10 скоростями, который сам по себе превосходен.

Вердикт

Я хотел бы видеть еще больше вариантов зубчатой ​​передачи, но механические компоненты GRX обеспечивают выдающуюся производительность во всем диапазоне.

Плюсы: Отличное переключение передач и торможение; передача, подходящая для большинства гонщиков.

Минусы: 1× варианты не такие универсальные, как у конкурентов.

Характеристики продукта

  • Продукт
  • Что мы тестировали Рычаги RX600, переключатели RX810, кривошип RX600 46/30, кассета 11-34, тормоза RX400
  • Год 2021 г.
  • Марка Shimano
  • Особенности
  • Стабилизатор цепи (сцепления) задний переключатель, регулировка вылета
  • Тип тормоза Гидравлический диск
  • Варианты кассет 11-30, 11-32, 11-34, 11-40, 11-42
  • Варианты передней звезды 46/30, 48/31, 40, 42
  • Скорость 11
Видео

Рекомедуемые товары
Запчасти для велосипедаЗапчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, грипс, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя.

Закладка Постоянная ссылка.